Приэльбрусье уральцам стало ближе

Ледовые поля Эльбруса

Участники похода по Приэльбрусью под руководством члена Свердловского областного отделения РГО Дениса Мельникова получили  подтверждение Свердловской маршрутно квалификационной комиссии РОО «Федерация спортивного туризма Свердловской области»  вторую категорию сложности похода. 
Состоялся он в августе, в разгар  Кавказского лета, и получился по-особенному замечательным. И только теперь, когда улеглись эмоции, и восхищение трансформировалось в разумные выводы, можно рассказать об особенностях этого путешествия.

kislovodsk.jpg


В Кисловодске

Обсуждая горный поход, еще  в мае, мы и не подозревали, насколько насыщенным  окажется маршрут по Приэльбрусью. Нашей главной задачей, конечно же, было восхождение на вершину Эльбруса, к чему мы готовились морально и физически, а также стремились к получению спортивного разряда. На пути к цели мы преодолели большое количество категорийных препятствий. И за 11 активных походных дней, без учета дневок, преодолели 110 километров с семью перевалами, травянистыми склонами, бродами рек, ледниками и каменными осыпями. Маршрут позволил отработать и закрепить многие навыки, требующиеся для горного похода. 

balyk.jpg


Перевал Балык

Однако мы не ограничивались только спортивными задачами, поскольку наш путь пролегал по местам, связанным с различными историческими событиями, то мы занимались еще исследованиями. И решили, если повезет, то найти останки самолета, разбившегося в 1942 году о ледник Кюкюртлю у западного склона Эльбруса. А также посетить мемориальную табличку на перевале летчика Машкова, названного так в честь одного из членов погибшего экипажа ДБ-3.
 Кроме этого, особый интерес для группы представляли геотермальные источники в урочище Джилы-Су, к которым нам удалось выйти на пятый день. К сожалению, особые правила посещения источника и график похода, не позволили в полной мере насладиться купанием в горячей воде, но нам удалось попробовать воду из различных минеральных источников, которых в этом месте не мало.  

kotiki.jpg


Источники

На 9-ый день похода мы вышли к перевалу летчика Машкова и памятной табличке, установленной здесь. По пути к перевалу и на спуске мы искали останки самолета, однако место крушения обнаружить так и не смогли. Некоторым утешением для нас стал найденный небольшой кусок алюминия, предположительно, как раз от этого самолета, который, вероятно, к тропе, по которой мы проходили, принесли туристы. 
На перевале Хотютау мы оказались на 12-ый день – он весь увешан памятными табличками. Мы знаем многочисленные истории и фильмы, связанные с ведением битв за каждый перевал на Кавказе, но слышать рассказы о Великой Отечественной войне и видеть места боев собственными глазами – это совершенно разные вещи. Только побывав там, ощутив под ногами каждый подъем и спуск, почувствовав масштабы и сложность рельефа, лично  увидев все памятные таблички, связанные с проявленным героизмом, осознаешь, какая колоссальная история сопровождает эти места, сколько трагедий пережили эти горы, служащие во время войны и укрытием, и препятствием одновременно. 

vertolet.jpg


У останков вертолета

После перевала Хотютау на пути к гостинице «Приют одиннадцати» мы вышли к останкам вертолета, упавшего здесь в 2008 году, который находится на морене из мелкой осыпи. Фюзеляж, двигатель и другие части вертолета достаточно хорошо сохранились, что позволило особо любопытным участникам нашего похода достаточно подробно изучить и рассмотреть некоторые детали. 
Отсюда мы начали восхождение на восточную вершину Эльбруса, на которую часть группы поднялась на 14-ый день. Погода на протяжении всего похода нас радовала, повезло с ней и в день восхождения, что позволило насладиться видами гор с высоты 5621 метров.

pik._elbrus_v.jpg


Пик Эльбрус В.

В таком серьезном походе очень важна атмосфера в группе. О духе коллективизма при восхождении написано немало книг, статей, но, тем не менее, этот фактор всегда остается значимым. Возможно, потому что состояние группы, как и непредсказуемость гор, невозможно просчитать на сто процентов. В философии руководителя нашего похода Дениса Мельникова был заложен принцип подбора гармоничной команды. И ему удалось, проявив педагогические и психологические качества, а также, использовав методику, полученную от старших товарищей по горным восхождениям, добиться того, чтобы каждый член группы стал частичкой целостного большого пазла. А группу нашу составляли почти все горные туристы-разрядники с опытом восхождений, что позволило немногим новичкам легко адаптироваться и с хорошим настроением преодолеть все горные препятствия. 

Дарина Владимирова 
Фото предоставлены Денисом Мельниковым