Приглашаем посетить заседание комиссии по культурной географии на тему: «Греция: формирование культурно-исторического ландшафта как один из инструментов конструирования национальной идентичности»

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают вас на 370-е заседание, которое состоится в среду 2 апреля 2025 г. в 18-00 в режиме оффлайн с онлайн трансляцией.

Тема доклада: Греция: формирование культурно-исторического ландшафта как один из инструментов конструирования национальной идентичности

Автор: В.В. Макаренко (Ин-т Востоковедения РАН)

Для очного участия нужно написать не позднее 31 марта на адрес seminarklatyandex.ru и указать ФИО полностью. Семинар будет проходить на площадке ФИЯР МГУ (4 Учебный корпус, сектор «В», ауд. 239). Для прохода в здание нужен паспорт.

Для заочного участия в семинаре не позднее 1 апреля пишите на адрес seminarklatyandex.ru: укажите свой электронный адрес, ФИО полностью.

Тезисы доклада

В XVIII века европейские великие державы, включая Россию, конкурируя друг с другом, набросились на Османскую империю, долгое время державшую Европу в страхе, но к этому времени прошедшую свой пик развития. Острая взаимная конкуренция мешала им добиться значимых результатов. Это особенно ярко проявилось в Египте, где французское вторжение (1798) потерпело поражение прежде всего из-за противодействия Британии, а попытка самостоятельного вторжения Британии потерпела поражение (1801). Но после разгрома наполеоновской Франции, возник концерт европейских держав, одним из плодов координации усилий которого стало вынужденное сотрудничество в деле освобождения Греции от турецкого владычества. При этом все знали, что османы территорию, которая стала после освобождения стала Королевством Греция (1828-1832), захватили по большей части не у греков, а у венецианцев, генуэзцев и множества мелких княжеств, графств, которые в XI-XIII веках создали на этой земле крестоносцы.

Особенностью  этнографической ситуации на юге Балканского п-ова было то, что он был населен разными, главным образом, славянскими народами, долгое время не имевшими собственной развитой государственности, чья локальная идентичность даже у населения говорившего на диалекте греческого языка (ромейка, или понтийский язык) носила в лучшем случае фольклорно-языковой характер, не будучи никак связанной с  высокой культурой Древней Греции. Это даже вызвало удивление у европейцев, которые составили себе представление об этом регионе исключительно по древним текстам, до фактического знакомства с ситуацией «на земле». Та часть населения, которую условно можно было назвать греками не имела четко выраженной идентичности. Это население не связывало свое происхождение с микенской Грецией (погибшей в XII-XI веках до н.э.), как и с Грецией вообще. Представление о древнем греческом этносе – это плод поздних обобщений европейских ученых, которые сконструировали этот образ, чтобы обосновать идеальный тип индивидуалистического государственного устройства (демократического полиса) как прародины не только греческой, но в целом европейской культуры индивидуализма.

Как сама задача развертывания борьбы за независимость, так и последующей период строительства государства и нации на территории Балканского п-ова потребовали формирования общенациональной идентичности, в основу которой был положен миф о Древней Греции. Все это было сделано руками европейцев, которые воспитали на историко-литературной традиции будущую греческую интеллигенцию. Одним из инструментов создания мифа и его воплощения в жизнь была зримая реконструкция истории микенской Греции, которую преднамеренно, следуя политической воле, вместили в ограниченное пространство нынешней Греции, около 120-150 тыс. кв. км, найдя место всем событиям и историческим и мифическим героям.

При составлении исторической карты Древней Греции в XVIII-XIX вв. геоисторические объекты Греции микенского периода были без должных оснований, руководствуясь исключительно политическими интересами, привязаны к территории Королевства Греция. История Греции была воплощена в топонимах микенской эпохи, которые были присвоены географическим объектам на территории страны. Параллельное использование прежних названий было запрещено законом. Усилиями культуртрегеров были переименованы тысячи мест (4986 переименований за 1833-2011 годы).  Такие образом, была осуществлена эллинизация культурного ландшафта, в ходе которой были вербально и административно были локализованы все сколько-либо значимые историко-географические объекты из древнегреческой истории и мифологии. В результате безвестные города, поселки и геофизические объекты получили статус и значение объектов, существующих в этих местах со времен Древней Греции.

Для этого территорию королевства разбили на 10 префектур и 42 провинции, получивших названия, по названиям частей исторической Греции. Соответственно, и названия населенных пунктов размещались в пределах соответствующих провинций, воспроизводя административно-топонимическую композицию Микенской Греции. Населенные пункты, которые до того в большинстве своем носили славянские, византийские, франкские, венецианские и тюркские имена, были названы эллинистическими именами, взятыми почти исключительно из греческой исторической литературы (преимущественно из работ Павсания, Страбона). Это было сделано исключительно в интересах решения политических задач, ни о какой научной идентификации историко-географических объектов речь не шла, обнаруженным древним строениям и захоронениям произвольно давали греческие имена, напрямую связывая их с событиями греческой истории. Свою негативную роль выполнили археологи, подгонявшие результаты раскопок и восстановления объектов древности под идею микенской Греции.  

Таким образом, на небольшой территории, как в Диснейлэнде, была воспроизведена карта древней Греции. Потребовалось буквально одно-два поколения, чтобы дух эллинизма возобладал в Греции, а придуманная историческая схема развития территории страны за счет эффекта коллективного общественного убеждения стала некритически восприниматься на веру как религиозная истина, не подвергающаяся сомнению.     

Парадоксальным является даже не изменение национального сознания населения Греции, что было сравнительно несложно, поскольку оно в 1818 году насчитывало около 750 тыс. чел., достигнутое средствами школьного образования, агитации и пропаганды, а реакция внешнего мира, которым эта искаженная концепция Микенской Греции, локализация которой до сих пор является спорной, была принята, а редкие голоса, возражавшие ей, как абсурдной, были подавлены общественным мнением, ставившим политические цели борьбы с Османской империей выше вопроса об исторической правде. 

Более того, до сих пор любая попытка поколебать эту догму, положенную в основание национальной идентичности современной Греции, вызывает у греков острую обиду и раздражение.

С тезисами докладов семинара за последние 5 лет можно ознакомиться по адресу: https://www.rgo.ru/ru/msk/komissii/komissiya-po-kulturnoy-geografii

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская