Приглашаем посетить заседание комиссии по культурной географии на тему: "Мемориальный пейзаж в советской живописи:визуализация пространства как конструирование памяти"

Башни и горы. Фото: Заур Плиев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают вас на 349-е заседание, которое состоится в среду 13 декабря 2023 года в 18:00 в режиме оффлайн с онлайн трансляцией.

Тема доклада:

Мемориальный пейзаж в советской живописи:визуализация пространства как конструирование памяти

Автор:

И.И. Руцинская

(МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения)

Для очного участия нужно написать не позднее 11 декабря на адрес seminarklatyandex.ru и указать ФИО полностью. Семинар будет проходить на площадке ФИЯР МГУ (4 Учебный корпус, сектор «В», ауд. 239). Для прохода в здание нужен паспорт.

Для заочного участия в семинаре не позднее 12 декабря пишите на адрес seminarklatyandex.ru: укажите свой электронный адрес, ФИО полностью.

Тезисы доклада

Словосочетание «мемориальный пейзаж» звучит вполне привычно. Подразумевается, что оно указывает на четко очерченный круг произведений, обладающих набором отличительных признаков, и, следовательно, служит определением для особой разновидности пейзажного жанра в живописи (и графике). Однако если мы попытаемся выяснить генезис, историю мемориального пейзажа, его жанровые признаки, то с удивлением обнаружим почти полное отсутствие исследований на данную тему.

Между тем, жанр этот весьма специфический, требующий междисциплинарных подходов к изучению. Он совершенно особенным образом строит коммуникацию со зрителем и, как ни один другой жанр, зависит от его, зрителя, запаса знаний и ассоциаций. Эти ассоциации «запускаются», как правило, не тогда, когда зритель просто смотрит на полотно, а когда он смотрит на полотно, владея вербальной подсказкой, то есть зная название произведения. «Продолжительность жизни» мемориального пейзажа зависит от «продолжительности жизни» мемориального пространства на нем изображенного: если оно уходит из памяти зрителей, мемориальный пейзаж переходит в разряд «обычного» природного пейзажа. Он апеллирует к культурной памяти и может участвовать в государственной «политике памяти». Он имеет национальные, региональные, локальные границы своего существования, в соответствии с национальными, региональными, локальными границами культурно-исторической памяти.

В советскую эпоху (особенно в 1930-1950-х годах) жанр окружали вниманием и почетом: полотна выставляли на всероссийских вставках, им присуждали государственные премии. Мемориальный пейзаж был тесно связан с процессами выделения и сакрализации памятных мест, с развитием сети мемориальных музеев, он наглядно отражал систему государственных иерархий и приоритетов.

В наши дни жанр оттеснен на периферию культурной жизни. Произведения собирают, хранят и экспонируют те музеи, усадьбы, мемориальные дома, которые на них изображены. Их зрители разделены и сегментированы, что отражает процессы неуклонно нарастающего дробления единства культурно-исторической памяти народа.

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская,

учёный секретарь М.М. Морозова