Приглашаем посетить заседание комиссии по культурной географии на тему: "Пейзажная живопись и происхождение понятия "ландшафт" в российской географической науке"

Картины и наброски Геннадия Сотскова. Фото: Анна Юргенсон

Дорогие друзья!

Семинар "Культурный ландшафт" и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают вас на 352-е заседание, которое состоится в среду 28 февраля 2024 г. в 18:00 в режиме оффлайн с онлайн трансляцией.

Тема доклада:

Пейзажная живопись и происхождение понятия "ландшафт" в российской географической науке

Автор:

Н.М. Дронин (географический ф-т МГУ)

Для очного участия нужно написать не позднее 26 февраля на адрес seminarklatyandex.ru и указать ФИО полностью. Семинар будет проходить на площадке ФИЯР МГУ (4 Учебный корпус, сектор "В", ауд. 239). Для прохода в здание нужен паспорт.

Для заочного участия в семинаре не позднее 27 февраля пишите на адрес seminarklatyandex.ru: укажите свой электронный адрес, ФИО полностью.

Тезисы доклада

В ранней истории отечественного ландшафтоведения был краткий период, когда географы считали предметом  географии пейзажи. Известные российские географы - А.П. Нечаев, А.А. Борзов, В.П. Семенов-Тян-Шанский -   опубликовали целые монографии на данную тему.  В своих работах они пытались показать, что пейзажи можно исследовать научными методами, и что "господа-художники" только выиграют, если они будут обладать  их (авторов) научными знаниями. Данный период не получил должного анализа ни со стороны современников, ни историков науки.

От пейзажной трактовки ландшафта российские географы отказались  в 1920-х гг. без  дискуссии,   посчитав, что  ландшафт  представляет собой достаточно протяженное  природное объект («тело») без запаха, цвета и звука.  Можно предположить, что “пейзажная трактовка” ландшафта была  связана  со своего рода лингвистической ловушкой. В европейском  изобразительном искусстве эти два термина не были полными синонимами. Собственно ландшафтная живопись отличалась изображением дальних перспектив, типичных местностей, могла быть устрашающей и неприятной, ассоциироваться с разными идеями – от романтизма до патриотизма, и стремилась к натуралистическому изображению деталей. 

Пейзажная живопись представляла собой изображение  средних и ближних планов, уникальных местностей, внушала исключительно лирические чувства, была безыдейна (по выражению одного критика - "disinterested pleasure“), и не избегала подчеркнутую субъективность в передаче природы. Но  на русский язык оба термина  переводились только как "пейзаж".  Отсюда присутствие импрессионистских мотивов в описаниях Борзова и Нечаева и внимание к краскам, звукам и запахам "ландшафта" у В.П. Семенова-Тян-Шанского или его же странное утверждение, что почва не является компонентом ландшафта, потому что ее можно увидеть только на склонах в обнажениях.  Выход из лингвистической ловушки был найден в конце концов  в транслитерации немецкого слова  «Landschaft».

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская,

учёный секретарь М.М. Морозова