Идеи и основные принципы технологии логических опорных конспектов (ЛОК) и схем (ЛОС) разработал советский педагог-новатор, Народный учитель СССР Виктор Фёдорович Шаталов. Он активно развивал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Пошаговое заполнение логической опорной схемы позволяет не только сформировать изучаемое понятие. ЛОС - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде чертежей, рисунков и таблиц. Компактные опорные схемы вызывают живой интерес учащихся и экономят время урока. В опорных схемах есть и элемент игры, и знание психологии ребят.
В сегодняшних методических материалах рубрики «РГО – учителям географии» вашему вниманию предлагаются логические опорные схемы, разработанные учителем-методистом из Уфы Сергеем Павловичем Уткиным. В своей видеопрезентации на примере темы «Атмосферное давление» он рассказывает о методике применения данного подхода (ЛОС) на уроке географии с использованием мультимедийного оборудования. В закрепленных материалах https://cloud.mail.ru/public/ZHcd/4w8tvy7QE размещены слайд-презентации с ЛОС по темам «Азимут», «Атмосферное давление»,. «Ориентирование», «Часовые пояса». Все они в редактируемом формате, так что учитель всегда может адаптировать данный материал к своему уроку.