Природоохранительная комиссия Ленинградского областного отделения РГО начинает работу!

Юлия Бубличенко в экспедиции. Фото: Андрей Бубличенко

Юлия Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, почему на сегодняшний день создание Природоохранительной комиссии актуально для Ленинградского областного отделения РГО? Какие задачи Вы ставите перед новой комиссией?

- Вопрос об охране природы стоял остро во все времена. Активное использование земель в нашем регионе началось еще в середине XVIII века. Но о необходимости охраны природы заговорили всерьез только в конце XIX столетия. Многие знаменитые русские ученые и путешественники - А.П. Семёнов-Тян-Шанский и В.П. Семёнов-Тян-Шанский, А.А. Силантьев, В.В. Диц, В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев и многие другие – принимали активное участие в обсуждении вопросов, касающихся сохранения природных богатств России. Все эти люди были членами РГО и во многом способствовали созданию Постоянной Природоохранительной комиссии при Императорском русском географическом обществе (ИРГО) 5 марта 1912 года. Так как большинство задач комиссии остаются актуальными и в наши дни, в год 110-летнего юбилея Постоянной Природоохранительной комиссии Ленинградское областное отделение РГО приняло решение о создании собственной Природоохранительной комиссии.


sadovaya_gorihvostka.jpg


Садовая горихвостка. Заказник «Котельский». Фото: Юлия Бубличенко

Какие «болевые точки» в природоохранном деле нашего региона Вы могли бы отметить? Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для их «лечения»? Что для этого может сделать Природоохранительная комиссия ЛОО РГО?

- Несмотря на то, что в наши дни необходимость сохранения уникальной природы нашего края, ее уникальных ландшафтов (от обширных болот и лесных территорий до акватории Финского залива Балтийского моря и крупнейшего озера Европы – Ладожского), флоры и фауны, не вызывает сомнений, отношение к природе у многих людей остается потребительским. Деятельность комиссии, с моей точки зрения, должна вызвать дополнительный интерес людей к нашей природе и возможностям ее охраны, а также помочь привлечь население активно способствовать охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия. Например, это касается борьбы с незаконной рубкой леса, браконьерством, со сбором и продажей редких видов первоцветов, образованием несанкционированных свалок и замусориванием территорий и т.д.

koloniya_bolshih_baklanov.jpg


Колония больших бакланов. Заказник «Кургальский». Фото: Юлия Бубличенко

Не секрет, что в последние годы значительно увеличилась рекреационная нагрузка на участки дикой природы Ленинградской области, увеличивается антропогенное воздействие на заповедные ландшафты, местообитания животных и растений. Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринимать в данной ситуации, возможен ли некий баланс интересов?

- Пока что баланса, увы, нет. Однако, активное развитие экологических троп как на ООПТ (Особо охраняемые природные территории), так и по всей Ленинградской области, способствует тому, что люди имеют больше возможностей для знакомства с природой, не повреждая почвенный покров и растительность и не причиняя беспокойства животным. Развитие сети экологических троп и проведение эколого-просветительских экскурсий безусловно должно способствовать улучшению существующей ситуации.

berezovye.jpg


Пролетая над Березовыми островами. Фото: Юлия Бубличенко

На территории Ленинградской области действуют 48 ООПТ местного значения и 3 ООПТ федерального значения. Нуждается ли система ООПТ Ленинградской области в расширении, какие локации и расположенные на них экосистемы нуждаются в присвоении статуса особо охраняемой природной территории?

- По словам руководителя «Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» Федора Николаевича Стулова, на территории области ООПТ занимают всего 7% общей площади. Большинство мегаполисов мира имеют зеленый пояс, занимающий территории не менее 13%, а в некоторых странах – до 30%. Так что нам есть к чему стремиться.

Что же касается уникальных мест, требующих придания им статуса ООПТ, - их достаточно много! Наша комиссия в этом вопросе должна работать в тесном сотрудничестве с Дирекцией ООПТ Ленинградской области.

tonkoklyuvye_kayry1._foto_andreya_bublichenko.jpg


Тонкоклювые кайры. Заповедник «Восток Финского залива». Фото: Андрей Бубличенко

В 2017 году на территориях Внешних островов Финского залива был создан заповедник «Восток Финского залива». Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять для качественного развития этих заповедных земель? Как неконтролируемый туризм может повлиять на уникальные экосистемы этих островов?

- Для этого молодого заповедника крайне необходим технически оснащенный штат инспекторов, которые могли бы обеспечить реальную охрану территории и соблюдение всех ограничительных мер, предусмотренных Положением заповедника. Неконтролируемый туризм приводит к разрушению уникальной растительности приморских лугов, дюн, беспокойству птиц в период гнездования и тюленей на залежках. Необходимо отметить, что оба вида тюленей, а также многие водоплавающие птицы островов занесены в Красные книги Российской Федерации и Ленинградской области. Увы, посещая колонии птиц, люди не только беспокоят их, а часто наступают на гнезда, расположенные на земле. Посещение островов заповедника в зоне массового гнездования птиц и залежек тюленей возможно только в сопровождении гида-специалиста.

img_5868.jpg


В заказнике «Коккоревский». Фото: Юлия Бубличенко

Какие научные и творческие планы у Природоохранительной комиссии? Несколько слов о себе и о составе комиссии.

- В первую очередь – это продолжение изучения биоразнообразия региона и сопредельных территорий, мониторинг флоры и фауны, организация не только научных, но и научно-просветительских экспедиций, экскурсий, лекций, проектов для широкой аудитории – как детской, так и взрослой – для формирования сознательного отношения населения к окружающей нас природе.

О себе: я орнитолог, кандидат биологических наук, член Ленинградского областного отделения Русского Географического общества, Союза Охраны птиц России, Русского общества сохранения и изучения птиц, Мензбировского орнитологического общества, а также член Координационного Совета Санкт-Петербургского союза ученых. Много лет работала в Зоомузее Зоологического института РАН, затем – в Санкт-Петербургском научном центре РАН. Автор более 110 научных публикаций, включая 8 коллективных монографий; научная деятельность связана с изучением биологии птиц и проблемами сохранения биоразнообразия. Участвовала во многих экспедициях на территории России (Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Костромская обл., Московская обл., Оренбургская обл., Карелия, Таймыр, Байкал), а также на Украине, Кавказе, в Казахстане, Малайзии, Индонезии. Принимала участие в обследовании и мониторинге 18 ООПТ Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

В состав комиссии вошли специалисты ведущих академических институтов РАН – Зоологического института, Ботанического института им. В.Л. Комарова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также волонтеры, энтузиасты, стремящиеся помочь сохранению природы нашего края.

img_5778.jpg


На острове Гогланд. Фото: Юлия Бубличенко.

Юлия Николаевна, благодарим Вас за интересную и содержательную беседу! Надеемся, что Природоохранительная комиссия Ленинградского областного отделения РГО со временем станет авторитетным экспертным центром в области охраны природы, а ее работа – крупным вкладом в дело сохранения уникального биоразнообразия Ленинградской области и сопредельных территорий.