Про костромича - героя Советского Союза Елькина Леонида снимут фильм

Спитфайер. Фото: Интернет

Алексей Никулин — документалист, продюсер и телеведущий, автор цикла "Русский след"  при поддержке Костромского отделения РГО приступил к работе над новым фильмом о костромиче, герое Советского Союза Елькине Леониде Ильиче -сведения, которые он доставлял командованию, позволяли успешно топить вражеские корабли и транспорты.  

Капитан Елькин, командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Северного флота добыл важнейшие сведения о нахождении немецкого линкора "Тирпиц",  который искали и преследовали  британцы во время Второй Мировой войны.

Линкор "Тирпиц" – второй линкор типа "Бисмарк", спущенный на воду 1 апреля 1939 года. После гибели "Бисмарка" – самый мощный корабль в составе Кригсмарине: длина 253 метра, ширина 36, максимальное водоизмещение 53500 т, скорость хода 30.8 узла (57 км ч.). Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, а также 116 стволов зенитной артиллерии от 20 до 105 мм.

В январе 1942 года "Тирпиц" был отправлен в Норвегию. С этого момента немцы начали охоту за полярными конвоями, а британцы "Охоту на "Тирпиц".  

На этом театре военных действий линкор оказался в большей степени угрозой психологической – одним своим присутствием сковывал существенные силы британского флота и угрожал арктическим конвоям, которые доставляли стратегические грузы по программе ленд-лиз в Мурманск и Архангельск.

Два с половиной года продолжалась охота на "Тирпиц" и большую часть времени линкор простоял во фьордах.

12 ноября 1944 года окончательно был отправлен на дно у южной оконечности острова Хакойя, в шести морских милях к западу от Тромсё.  И решающую роль в охоте на "Тирпиц" сыграла наша авиационная разведка . Справедливость требует отметить, что важнейшие разведданные о местонахождении линкора предоставлял Северный флот, а конкретно – 118-й отдельный авиационный разведывательный авиаполк.

ostrov_hakoya_mesto_gibeli_tirpica.png


Место гибели линкора "Тирпиц", остров Hakoya.Фото: Никулин Алексей

И в этой истории есть конкретный герой – наш герой. Костромич, герой Советского Союза Леонид Ильич Елькин. Капитан, командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка. Самое удивительное и невероятное то, что ценнейшие сведения о местонахождении линкора "Тирпиц", которые обеспечили британцам успех в атаке на линкор, капитан Елькин добыл, будучи... одноглазым! Вернее, не одноглазым, а потерявшим зрение на один глаз после осколочного ранения.

Леонид Елькин. Родился в костромской деревушке Малый Завраг в 1916 году. Кстати, ровесник Алексея Маресьева. Да и сходных эпизодов в судьбе обоих лётчиков хватает. На сегодняшний день в деревне осталось 8 домов, и дом Елькиных не сохранился. Жаль – для фильма это бы пригодилось. В 1924 году переехал с родителями в Великий Устюг. После окончания школы окончил Московский авиационный техникум. Тогда же впервые поднялся в небо, примерив на себе комбинезон учлёта в аэроклубе Осовиахима. Учился, как и все, на двухместном У-2, который по остроумному замечанию инструктора: "состоял из палочек для усиления, и дырочек для облегчения". Благодаря блестящей аттестации Елькин практически сразу попадает по спец набору в Ейское военно-морское авиационное училище. В 1937 году, как окончивший с отличием, вместе с лейтенантскими кубарями получает право выбора места службы. Так Леонид Елькин попадает на Северный флот.   

В 1939-1940 годах в составе 118-го авиационного полка Северного флота участвует в так называемой Зимней войне. В этот период на его счету 85 вылетов на разведку коммуникаций противника. Как и многие летчики, Елькин мечтал о кабине истребителя, но его отмеченные командованием успехи в авиаразведке очевидно тогда привели его к осознанию того, что именно в этом его призвание или, как выражались его коллеги – "перст судьбы". В тот период в молодом офицере открылся ещё один дар – умение передавать свой наработанный опыт разведки в сложных погодных условиях Заполярья своим товарищам.   

 

elkin-leonid-ilich1.jpg


Елькин Леонид. Фото: Интернет

С июля 1941 года Леонид Елькин – командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Всего за годы войны произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций противника. Елькин, по свидетельству однополчан был "мастером пилотажа и тонким тактиком", обладал опытом, чутьём и вероятно, везением. И то, что командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко лично ставил задачу Елькину, говорит, если хотите – о таланте лётчика.  Секрет его результативности – "видеть всё, оставаясь незамеченным. Гарантия успеха – скрытность и внезапность". Изучая особенности его тактики, можно прийти к выводу, что даже сложную и переменчивую погоду в Заполярье он сделал своим союзником – "чем хуже метео, тем больше шансов на успешную разведку и благополучное возвращение на базу".    

К лету 1942 года командование флота было обеспокоено активизацией подводных сил противника у берегов Новой Земли и даже Карского моря. Наскоки "волчьей стаи" папаши Дёница на коммуникациях Севморпути были огромной угрозой для транспортов, доставлявших грузы по главной транспортной магистрали в Арктике.    

Задачу разведчику ставил лично адмирал Головко: "Готовь свою летающую лодку для полёта на Новую Землю. Знаю, сектор не твой, но нужны твой опыт и квалификация. В Белушьей губе залива Рогачёва садятся наши гидросамолеты, а нам нужен ещё и сухопутный аэродром для посадки колёсных машин – бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Твоя задача – доставить туда картографов и геодезистов. И будь острожен – похоже где-то рядом замаскирована база немецких подлодок". 

Утром 27 июля старший лейтенант Елькин вылетел на двухмоторной летающей лодке "Каталине". Выбор самолета был не случаен – он позволял, в отличие от большинства собратьев рекордной дальностью и мог находится в воздухе до 20 часов. Вечером того же для "Каталина" приводнилась в Белушьей губе. Но как только пассажиры высадились на берег, в бухту ввалилась немецкая подлодка и, расчехлив палубное орудие, открыла огонь по "Каталине". Её командир получил осколочные ранения в голову. Обмотавшись полотенцем, обливаясь кровью Елькин сумел поднять машину в воздух и укрыть её в другой бухте вне досягаемости подлодки.

katalina.jpg


Каталина. Фото: Никулин Алексей

В госпиталь Леонида Елькина вывезли уже на другом гидросамолете, вызванном с Большой земли. Стараниями флотских, а затем московских хирургов удалось залечить ранения в шею и голову. Но, к сожалению, один из осколков повредил глазной нерв, и лётчик практически ослеп на правый глаз- контуры предметов не различал, а свет видел в виде расплывчатого пятна. Приговор комиссии – к лётной работе не годен. Попытки уговорить врачей ничем не закончились и тогда Елькин сменил тактику и стал осаждать кабинеты высокого начальства.  

Из воспоминаний штурмана эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка, героя Советского Союза Петра Ивановича Селезнёва: "О своих мытарствах с медиками и хождениях по инстанциям Елькин никому не рассказывал, поэтому я даже не знаю, кто поверил в него и кем дано было разрешение на допуск к полётам. Видели мы только внешний ход дела: вернётся Леонид с очередного приёма, мрачный, молчит – не подходи, потом сидит в уголке и на тумбочке очередное "прошение" пишет. Когда выпустили его в первый самостоятельный полёт, все сбежались смотреть, словно цирк какой. Летал он осторожно, "блинчиком", словно ходить заново учился, ни одной бочки не крутанул, ни одной горки не сделал, а уж высший пилотаж он просто обожал: если видишь, что кто-то жаворонком в небе кувыркается, можно не проверять – Елькин. До войны за эти фигуры наказывали и отстраняли от полётов, поэтому у Елькина была репутация чуть ли не воздушного хулигана. По-моему, как Чкалова, даже на гауптвахту за лётное "лихачество" сажали. В войну поумнели, а бывших "хулиганов" приставили к обучению молодежи. Сколько жизней спас боевой высший пилотаж! Ну, выбрался он из кабины самолёта, поглядел на нас и улыбается, а мы уж и забыли, что он когда-то улыбался. Поверите, от этой его улыбки мы, товарищи его, чуть ли не расплакались. Любили его, и в полку за Леонида переживали страшно, только он ничьих сочувствий после ранения не принимал. Характер был кремень".

В конце августа 1943 года в Мурманск, на эскадренном миноносце, прибыло подразделение британской воздушной разведки, которому была поставлена задача: на трёх, оборудованных для фоторазведки "Спитфайрах" добыть сведения о месте базирования кораблей Кригсмарине в Северной Норвегии. И прежде всего, линкора "Тирпиц".

Удар предполагалось нанести шестью мини-субмаринами типа "Миджет", каждая из которых несла двухтонный заряд взрывчатки. В оперативных документах лодки малютки именовались кораблями "X". Океанские подлодки должны были буксировать "иксы" до горловины Альтен-фьорда, а после атаки принять их обратно за пределами минных полей.

Но вот проблема - точного местонахождения "Тирпица" у британцев не было. Уже в момент нахождения группы подлодок на маршруте, британским летчикам всё ещё никак не удавалось добраться до цели.

Из воспоминаний штурмана эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка, героя Советского Союза Петра Ивановича Селезнёва: "У англичан не было охотников летать на "Спитфайрах" на меньшей высоте, чем пять тысяч метров. Объясняется это очень просто. На высоте свыше пяти километров "Спитфайр-разведчик" уходил от любого фашистского истребителя, такая у него была аэродинамика. А на меньших высотах "Мессершмитты" его догоняли. Вот и отгадка, почему 12 сентября 1943 года Елькин выполнил задание, а англичане нет. Летали мы с ними в одном небе, да только по-разному".

spitfayr.jpg


Спитфайер. Фото: Никулин Алексей

12 сентября 1943 года после двух неудачных попыток провести разведку в районе Альтен-фиорда британцы вынуждены были обратиться за помощью к адмиралу Головко, который лично поставил задачу капитану Елькину. В 14:30 "Спитфайр" Елькина поднялся в воздух и через два с половиной часа был над предполагаемой целью. Альтен-фьорд встретил зарядами дождя и мокрого снега. В первом заходе пришлось снизиться до высоты 50 метров, но зафиксировать цель не удалось. Немцы при этом огня не открывали – не успели опознать. Елькин мог бы улететь, но принял решение ждать. И через полчаса барражирования дождался просвета в облаках. Под ураганным огнем зениток он трижды прошёлся "по головам", зафиксировав на фотокамеру все крупные корабли, стоявшие на рейде. Радиограмма с точными координатами "Тирпица" ушла в штаб контр-адмирала Барри, а снимки, сделанные Елькиным, вылетели в Лондон.

22 сентября 1943 года двум из шести мини подлодок удалось достичь цели и сбросить под днищем "Тирпица четыре мины. Немецкий линкор получил серьёзные повреждения и выбыл из строя на шесть месяцев. К апрелю 1944 года он был отремонтирован, но прежнюю скорость хода восстановить не удалось. 12 ноября 1944 года в охоте на "Тирпиц" была окончательно поставлена точка. Командиры двух мини-подлодок, участвовавших в атаке, были награждены высшими военными наградами Великобритании – Крестами Виктории.

12 сентября 1943 года капитану Елькину перед строем была объявлена благодарность. 22 января 1944 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство" капитан Елькин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2647).

29 февраля 1944 года капитан Леонид Ильич Елькин, одноглазый лётчик, летавший на безоружном "Спитфайре", не вернулся с разведки порта Нарвик.

22 мая 1944 года он был посмертно удостоен Ордена Британской империи V степени.

В 1993 году фрагменты "Спитфайра" капитана Елькина были обнаружены на побережье Северной Норвегии.

Самое печальное, что по какой-то необъяснимой причине герой Советского Союза Леонид Ильич Елькин даже в Книге Памяти Костромской области отсутствует. Хотя ещё лет десять назад эту историю раскопал журналист Руслан Мусинов, издав книгу о гении воздушной разведки, правда очень небольшим тиражом.

Новый фильм Никулина Алексея расскажет о нашем земляке и позволит узнать об этом легендарном человеке и его подвиге.

 

Источник: https://dzen.ru/a/Y383OVTeLV9rrgL_