Проблема доверия городского населения к системе раздельного сбора отходов (на примере города Москвы)

Фото: Мария Новинская

Москва, один из крупнейших мегаполисов мира, ежегодно создает тонны отходов. Проблема их утилизации долгое время оставалась одной из наиболее острых, решаемой преимущественно путем захоронения на подмосковных полигонах, что вызывало недовольство и опасения как ученых, так и жителей. Ответом на этот вызов стала масштабная реформа, ключевым элементом которой стало внедрение повсеместного раздельного сбора отходов (РСО). Сегодня разноцветные контейнеры — синие для «вторсырья» и серые для «смешанных отходов» — стали неотъемлемой частью городского ландшафта. Однако создание инфраструктуры — это лишь первый шаг к улучшению экологической ситуации. Успех всей системы напрямую зависит от осведомленности, вовлеченности и доверия жителей столицы. Как показывает анализ, именно на этом фронте существует значительный разрыв между замыслом и реальностью, что ставит под вопрос эффективность всей предпринимаемой экологической стратегии.

Реформа по обращению с отходами в Москве — это часть общероссийских изменений. Они начались после того, как был обновлен Федеральный закон об отходах № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Теперь в каждом регионе работает единая компания (региональный оператор), которая отвечает за весь мусор «от контейнера до полигона». Приоритет отдается переработке, а не захоронению.

На практике в Москве это вылилось в создание двухпоточной системы сбора отходов, которая официально стартовала с 1 января 2020 года. Для упрощения процесса сортировки мусора для жителей было введено четкое цветовое деление баков:

  • Синий бак («вторсырье»): предназначен для чистого и сухого вторсырья — пластика, металлических банок, стеклянных бутылок и банок, а также картона и макулатуры.
  • Серый бак («смешанные отходы»): предназначен для всего того, что не подлежит переработке, — пищевых отходы, средств личной гигиены, загрязненной упаковки и прочего «хвоста». («Хвосты» — это отходы, rjnjhst отправляют на захоронение или сжигание).

Городские власти и региональный оператор неоднократно подчеркивали, что для синих и серых контейнеров используются разные мусоровозы. Содержимое синих баков направляется на специализированные досортировочные комплексы, где отходы проходят дополнительную ручную и машинную сортировку, прессуются и отправляются переработчикам. Отходы из серых контейнеров также частично подвергаются механической сортировке для извлечения оставшихся полезных фракций, но значительная их часть направляется на мусоросжигательные заводы или на полигоны.

Таким образом в Москве создана комплексная и логичная система РСО, соответствующая требованиям федерального законодательства. Однако, несмотря на масштабные инвестиции в инфраструктуру, уровень реальной вовлеченности москвичей остается недостаточно высоким. Данные социологических исследований, проведенные ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), посвященные экологическим практикам россиян, показывают противоречивую картину. С одной стороны, идею раздельного сбора в целом поддерживает более 70% населения, имеющего к нему доступ. С другой стороны, стабильно и, что важно, правильно его практикует лишь около 40-50% респондентов. Этот разрыв обусловлен несколькими факторами:

1. Глубокое недоверие: наиболее значительным барьером является устойчивое убеждение части горожан в том, что мусор не сортируется и не перерабатывается. Этот миф подпитывается единичными случаями нарушений при вывозе, которые активно тиражируются в социальных сетях и локальных чатах. Доверие к системе подрывается, и мотивация к сортировке исчезает.

2. Недостаточная информированность о правилах сортировки: многие москвичи часто не знают точных правил сбора отходов и не имеют желания изучить эту тему.

3. Отсутствие привычки и бытовые неудобства: для многих сортировка отходов — это сложная задача, требующая места на кухне и времени. Без постоянной и креативной просветительской кампании, которая бы не только информировала, но и мотивировала, сформировать эту привычку у большей части населения крайне сложно.

Низкий уровень осведомленности и вовлеченности населения имеет прямые негативные последствия для всей системы.

1.Экономические потери: загрязненное вторсырье из синих баков либо отправляется на дорогостоящую ручную досортировку, либо, в худшем случае, признается браком и направляется на сжигание или захоронение. Это снижает рентабельность всей системы переработки и увеличивает нагрузку на городской бюджет.

2.Экологическая неэффективность: цель реформы — снижение объема захораниваемых отходов — не достигается в полной мере. Ценные ресурсы, которые могли быть переработаны, безвозвратно теряются.

3.Социальный разрыв: возникает раскол между активными, информированными гражданами и скептически настроенным большинством, что мешает формированию единой экологической культуры города.

Для преодоления этого кризиса необходимы системные меры, направленные на формирование того, что некоторые экологи  называют — «homo ecologicus» — человека, для которого осознанность и активность в вопросах экологии являются нормой.

1. Максимальная прозрачность: властям и региональному оператору необходимо не просто рассказывать, а показывать. Организация регулярных экскурсий на сортировочные станции и заводы по переработке, публикация видеоотчетов и данных о том, какой объем отходов был собран раздельно и куда он направлен, — все это может помочь развеять сомнения горожан.

2. Постоянная и точечная просветительская работа: кампании не должны быть разовыми. Необходимо использовать все каналы: социальные сети, информационные стенды с простыми и наглядными инструкциями. Важно вести диалог с жителями.

3. Стимулирование: внедрение программ поощрения для районов и домов, демонстрирующих высокое качество сортировки, могло бы стать дополнительным мотиватором.

И в заключение хотелось бы отметить, что Москва проделала огромную работу по созданию материальной базы для раздельного сбора отходов. Раздельные баки и мусоровозы стали городской реальностью. Однако следующий, гораздо более сложный этап — изменения в сознании жителей. Успех всей экологической реформы зависит не столько от технологий, сколько от доверия и информированности москвичей. Преодоление кризиса требует от властей честной и непрерывной работы по просвещению и вовлечению граждан. Только когда горожане введут в свою рутину новые экологические привычки, система заработает в полную силу, превратившись из символа благих намерений в действенный инструмент сохранения окружающей среды.


Источники:

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
  2. https://donate.sobirator.ru/rasdelnij-sbor-v-moskve/?ysclid=mhqr89pem683991014
  3. https://reo.ru/tpost/gd1v8detm1-vtsiom-bolshe-polovini-rossiyan-sortiruy?ysclid=mhqq6cs48w588300061
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-ekologicheskiy-povsednevnye-praktiki-zaboty-ob-okruzhayuschey-srede-kak-atribut-sovremennogo-subekta-v-predstavleniyah/viewer
  5. https://news.solidwaste.ru/wp-content/uploads/2021/10/Rezultaty-otsenki-morfologicheskogo-sostava-othodov-ostavshihsya-posle-prohozhdeniya-sortirovki-Greenpeace-2021.pdf
  6. https://yandex.ru/video/preview/10596088465882260131
  7. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologichnye-praktiki-v-zhizni-rossijan?ysclid=mhqq4qzhmm48265912

Автор: Мария Новинская, факультет журналистики МГУ

Тэги: