Круглый стол «Современные ориентиры географического образования» состоялся в конференц-зале Дагестанского института развития образования (ДИРО). В его работе приняли участие известные эксперты в области географического образования, представители Дагестанского республиканского и Свердловского областного отделений Русского географического общества, преподаватели ведущих вузов России, методисты и учителя географии. Участники встречи обсуждали будущее географического образования, пути повышения престижа и востребованности учебного предмета «География», участие школьников в олимпиадах и, конечно, роль РГО как универсальной площадки для развития географической науки и культуры.
Как выяснилось, проблем в области географического образования оказалось немало, и во всех регионах они практически одинаковы. Это и низкая учебная мотивация к изучению географии среди школьников, мизерное количество учебных часов преподавания предмета «География», отсутствие регионального компонента в курсах подготовки географов-специалистов, недостаток в учебниках, атласах и методических пособиях, и, как следствие, слабый уровень подготовки участников географических олимпиад и конкурсов.
Как отметил президент Ассоциации учителей географии России, член Комиссии по географическому и экологическому образованию РГО Александр Лобжанидзе, последние несколько лет школы страны не обеспечены учебниками и методическими пособиями федерального перечня по предмету «География». Из 89 российских регионов только в восьми география изучается с использованием краеведческого материала. Нет регионального компонента.
Дагестан в этом отношении выглядит неплохо. В республике издан учебник доктора географических наук Халила Далгатова «География Дагестана» для 8-го класса. Но в целом проблемы географического образования в республике остаются острыми, как и в большинстве других регионов России.
Одна из главных проблем развития географического образования – «непрестижность» профессии учителя географии, о чем подробно в своем выступлении рассказала ректор ДИРО Гюльнара Ахмедова.
Выступление Гюльнары Ахмедовой. Видео: Дагестанское отделение РГО
Спикеры и участники мероприятия были единодушны во мнении, что географию необходимо сдавать как обязательный предмет после 9-го класса (ОГЭ), а после 11-го класса (ЕГЭ) оставить предметом по выбору. Популярность географии в 11-м классе в решающей степени определяется востребованностью этого предмета в вузах. Для этого надо восстановить вступительные экзамены по географии при поступлении в высшие учебные заведения хотя бы по трем направлениям: «Экономика», «Туризм» и «Международные отношения».
— Проблем много, но их можно решить только в среде профессионального общения, посредством обмена опытом, который позволит нам найти правильные решения, вдохновит на новые идеи, придаст сил и оптимизма молодым учителям, — подытожила исполняющая обязанности заведующей кафедрой социально-экономической географии и природопользования Южного федерального университета Анна Эртель.
Пресс-служба ДРО РГО