Проблемы и перспективы географического образования обсудили на круглом столе в Дагестане

Конференц-зал ДИРО собрал ведущих специалистов в сфере географического образования из Дагестана и многих регионов России. Фото: Дагестанское отделение РГО

Круглый стол «Современные ориентиры географического образования» состоялся в конференц-зале Дагестанского института развития образования (ДИРО). В его работе приняли участие известные эксперты в области географического образования, представители Дагестанского республиканского и Свердловского областного отделений Русского географического общества, преподаватели ведущих вузов России, методисты и учителя географии. Участники встречи обсуждали будущее географического образования, пути повышения престижа и востребованности учебного предмета «География», участие школьников в олимпиадах и, конечно, роль РГО как универсальной площадки для развития географической науки и культуры.

20241022_152707.jpg

Халил Далгатов выступил модератором на круглом столе. Фото: Дагестанское отделение РГО

Как выяснилось, проблем в области географического образования оказалось немало, и во всех регионах они практически одинаковы. Это и низкая учебная мотивация к изучению географии среди школьников, мизерное количество учебных часов преподавания предмета «География», отсутствие регионального компонента в курсах подготовки географов-специалистов, недостаток в учебниках, атласах и методических пособиях, и, как следствие, слабый уровень подготовки участников географических олимпиад и конкурсов.

Как отметил президент Ассоциации учителей географии России, член Комиссии по географическому и экологическому образованию РГО Александр Лобжанидзе, последние несколько лет школы страны не обеспечены учебниками и методическими пособиями федерального перечня по предмету «География». Из 89 российских регионов только в восьми география изучается с использованием краеведческого материала. Нет регионального компонента.

Дагестан в этом отношении выглядит неплохо. В республике издан учебник доктора географических наук Халила Далгатова «География Дагестана» для 8-го класса. Но в целом проблемы географического образования в республике остаются острыми, как и в большинстве других регионов России.

20241022_163839.jpg

Выступление члена экспертного совета ДРО РГО, доцента ИЭУР ДГУ Касума Абдуллаева. Фото: Дагестанское отделение РГО

Одна из главных проблем развития географического образования – «непрестижность» профессии учителя географии, о чем подробно в своем выступлении рассказала ректор ДИРО Гюльнара Ахмедова.

Выступление Гюльнары Ахмедовой. Видео: Дагестанское отделение РГО

Спикеры и участники мероприятия были единодушны во мнении, что географию необходимо сдавать как обязательный предмет после 9-го класса (ОГЭ), а после 11-го класса (ЕГЭ) оставить предметом по выбору. Популярность географии в 11-м классе в решающей степени определяется востребованностью этого предмета в вузах. Для этого надо восстановить вступительные экзамены по географии при поступлении в высшие учебные заведения хотя бы по трем направлениям: «Экономика», «Туризм» и «Международные отношения».

img_20241023_005314_946.jpg

Анна Эртель и Александр Лобжанидзе в процессе обсуждения проблем географического образования. Фото: Дагестанское отделение РГО

— Проблем много, но их можно решить только в среде профессионального общения, посредством обмена опытом, который позволит нам найти правильные решения, вдохновит на новые идеи, придаст сил и оптимизма молодым учителям, — подытожила исполняющая обязанности заведующей кафедрой социально-экономической географии и природопользования Южного федерального университета Анна Эртель.

 

Пресс-служба ДРО РГО