Проданный и забытый: крейсер "Червона Украина" может получить вторую жизнь

Крейсер "Червона Украина". Фото: wikipedia.org/Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Крейсер "Червона Украина". Фото: wikipedia.org/Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Учёные Севастопольского государственного университета завершили комплексные исследования крейсера "Червона Украина". По их мнению, боевой корабль времён Великой Отечественной войны, затопленный у Бакальской косы в Чёрном море, должен стать объектом культурного наследия.

У крейсера несчастливая судьба. Он был заложен на заводе Русского судостроительного общества в 1913 году под названием "Адмирал Нахимов". После завершения постройки в 1927 году получил новое имя — "Червона Украина" и стал первым крупным военным кораблём в стране, спущенным на воду при советской власти. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в качестве флагманского крейсера Черноморского флота неоднократно посещал средиземноморские страны.

С конца 1933 по 1941 год командиром корабля был Николай Кузнецов, впоследствии знаменитый адмирал флота Советского Союза.

В Великую Отечественную войну крейсер, несмотря на короткий боевой путь, внёс важный вклад в эвакуацию Одессы и оборону Севастополя.

12 ноября 1941 года во время авианалёта "Червона Украина", стоящая у Графской пристани Севастополя, получила критические повреждения и на следующий день затонула. Крейсер стал  самым крупным кораблём, потерянным ВМФ СССР в годы Второй мировой войны.

Он был поднят в 1947 году. Однако спустя пять лет его корпус был посажен на грунт в районе Бакальской косы и использовался в качестве учебной мишени для бомбометания морской авиации. В 2000 годах остатки крейсера были проданы частным лицам на металлолом.

img_0546.jpg

Исследователи готовятся отправится к месту захоронения крейсера. Фото: центр "Археологические исследования" СевГУ
Исследователи готовятся отправится к месту захоронения крейсера. Фото: центр "Археологические исследования" СевГУ

Севастопольские общественники и учёные неоднократно обращали внимание на то, что историко-культурное значение этого судна не оценено в должной мере. В 2020 году специалисты Севастопольского госуниверситета начали научно-исследовательские работы по изучению крейсера. Исследования проводились при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Севастополя.

Руководитель проекта, директор научно-образовательного центра "Археологические исследования" СевГУ, член РГО Виктор Вахонеев рассказал, что сначала были изучены музейные фонды ряда музеев России. Предметы с крейсера хранятся в фондах Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, Музея Черноморского флота в Севастополе и Музея подводной археологии в Феодосии.

Затем исследователи работали с документами в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

gopr4777.jpg

Остов и фрагменты корабля лежат на глубине шесть метров. Фото: центр "Археологические исследования" СевГУ
Остов и фрагменты корабля лежат на глубине шесть метров. Фото: центр "Археологические исследования" СевГУ

Наконец, в мае — июне 2021 года была проведена экспедиция в акватории Чёрного моря у Бакальской косы, во время которой специалисты провели обследование корпуса крейсера.

Как показали исследования, под водой сохранился остов корабля без палубы и палубных надстроек. Он лежит на ровном песчаном дне на глубинах до шести метров. Нижняя часть корпуса скрыта песчаными наносами. Прослеживаются оба борта корабля, сохранилось множество металлических шпангоутов и фрагментов обшивки корпуса судна. Бронелисты отсутствуют.

— Останки крейсера требуют сохранения для будущих поколений, в связи с чем им необходимо придать статус выявленного объекта культурного наследия, — убеждён Виктор Вахонеев.