Профессия режиссёр: как стать автором туров и построить маршрут мечты

Профессия режиссёр: как стать автором туров и построить маршрут мечты Профессия режиссёр: как стать автором туров и построить маршрут мечты
Созерцая красоту. Фото: Андрей Кровлин, участник фотоконкурса РГО

Созерцая красоту. Фото: Андрей Кровлин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Новые виды туризма и формы ведения бизнеса в постоянно трансформирующейся отрасли заставляют перестраиваться под новую реальность. По статистике сервиса "Яндекс. Путешествия", запросы на готовые пакетные туры снижаются: отдыхающие ждут персональных и неожиданных решений. На первый план выходит новая для нашей страны специальность — режиссёр групповых туров, человек, который разрабатывает индивидуальный продукт, опираясь на запросы и возможности конкретных клиентов.

Режиссёр групповых туров полностью изучает потребности и задачи туриста, его хобби, пожелания и увлечения и составляет индивидуальный маршрут. Кому-то важен престиж, у кого-то в приоритете достижения и испытание себя, третьим важны комфорт и безопасность. Главная цель авторов маршрутов — создать новый позитивный имидж путешествий по России и предложить такой туристический продукт, за которым захочется вернуться вновь.

Для тренировки начинающих режиссёров и формирования самостоятельного опыта путешествий по России Центр молодёжного туризма при поддержке Русского географического общества запустил идеальную платформу — конкурс маршрутов "В путешествие с РГО". Заявку может подать любой желающий, победителей ждёт экспедиция в один из регионов, а также помощь и экспертная поддержка профильных специалистов отрасли.

В каждом регионе нашей страны есть интересные места, зачастую известные только узкому кругу местных жителей,  поделился наблюдениями заместитель директора НО «Центр исследования и развития молодёжного туризма», руководитель трэвел-офиса программы «Больше, чем путешествие» Георгий Шейдер. — Наша задача — такие локации подсветить, собрать увлекательные маршруты и показать нашу страну.

заместитель директора НО «Центр исследования и развития молодёжного туризма», руководитель трэвел-офиса программы «Больше, чем путешествие» Георгий Шейдер

В конкурсе представлены пять номинаций: "Этнотуризм", раскрывающий культурное разнообразие регионов, "Гастро- и экотуризм" с посещением виноделен и фермерских хозяйств, "Молодёжный туризм", нацеленный на развитие юного поколения, а также "Экотуризм" и "Оздоровительный туризм", основными объектами которых становятся природные и рекреационные направления. Для участия в конкурсе нужно разработать маршрут на 20 человек в одной из номинаций, составить план по дням и посчитать смету, то есть создать готовый туристический продукт. О том, как это сделать, рассказали эксперты Центра молодёжного туризма.

Семь шагов к разработке идеального турпродукта
Шаг первый: портрет туриста.

Для начала нужно определить свою целевую аудиторию: кто наш турист, откуда он, какие у него потребности и страхи, какие виды отдыха ему могут быть интересны (активные туры на испытание себя или же спокойный семейный отпуск в спа-отеле), а также приблизительный бюджет поездки. Портрет клиента поможет определить уровень сервиса, проживания и питания в туре.

Шаг второй: запросы путешественника.

Собираем список пожеланий конкретных клиентов — интересы и увлечения, ожидания и готовности. Уточняем желаемую продолжительность путешествия. Эти данные помогут определиться с локацией — будет ли это насыщенная приключениями поездка на Сахалин или же гастротур выходного дня на Кавказе.

Шаг третий: наполнение маршрута.

Собираем направления и объекты показа, которые подойдут под имеющиеся пожелания, — чем мы сможем заинтересовать клиента. Здесь главное — сочетание креативности и комфорта. Например, популярность в последнее время набирают нестандартные объекты размещения — глэмпинг, кемпинги, исторические особняки, чемпинги (ночёвки в старинных церквях). Также среди трендов последних лет — развитие во время путешествия дополнительных коммуникаций: нетворкинг, образовательные курсы и программы или получение нового опыта в самых разных сферах. Хорошим дополнением к активной программе станет слоу-туризм — ещё один полюбившийся путешественниками вид отдыха с погружением в среду: дегустация местной кухни, проживание особой атмосферы и стиль жизни, которые предлагает этот регион.

Шаг четвёртый: тайминги.

Составляем тайминг каждого дня. На этом этапе очень важно продумать и учесть все детали, начиная от встречи гостей, логистики и безопасности, заканчивая, казалось бы, неочевидными нюансами: сезонностью маршрута, количеством и продолжительностью санитарных остановок и перекусов. Даже такая мелочь, как скорость работы кофейного аппарата, сможет существенно увеличить время приготовления кофе для группы из 20 человек. Количество объектов показа должно быть соразмерно свободному времени туристов: кто-то обязательно захочет сходить на шоппинг или искупаться в жаркий день, а кому-то важно спокойно прогуляться в одиночестве. На этом этапе также важно продумать "план Б", к которому можно будет незаметно для туристов перейти в случае непредвиденных обстоятельств.

Шаг пятый: карта эмоций.

На этом этапе очень важно продумать так называемую карту эмоций клиента — перечень и последовательность объектов маршрута, на которые путешественники, как правило, реагируют достаточно сильно. Выступления артистов в национальных костюмах, необычные памятники архитектуры или просто живописные пейзажи: главное правило здесь — не перегрузить впечатлениями.

Шаг шестой: смета тура.

Один из самых важных этапов планирования, на котором делается финальная проверка необходимости каждой из посещаемых локаций. Если треть бюджета тура тратится на одну достопримечательность, следует задуматься, нужна ли она в действительности в этом маршруте. Здесь также важно помнить об уровне сервиса, который заявлен в туре: в зависимости от этого подбираются объекты размещения на маршруте, питание в ресторанах или кафе, виды и комфортность трансфера.

Шаг седьмой: упаковка и визуализация.

Когда продукт разработан, посчитан и собран, остаётся самое важное — красиво упаковать и презентовать. Но перед тем, как выложить готовый вариант на сайт, нужно попробовать его визуализировать — посмотреть на продукт глазами клиента: насколько увлекательно звучит название тура и раскрывается потенциал региона, закрыты ли возможные страхи клиента (трудности с логистикой, организационные вопросы, доступность).

Подробный чек-лист о том, как составить маршрут, заполнить необходимые документы и подать заявку на конкурс, можно найти на сайте проекта. Финальными штрихами в разработке турпродукта могут стать запоминающиеся детали, которые придутся по вкусу путешественникам и подчеркнут ваше к ним особенное расположение. Ведь если клиент получит немного больше, чем он ожидал, он обязательно вернётся к вам вновь.

Что может стать преимуществом вашего маршрута:

— особые церемонии в оформлении тура: яркие или смешные таблички или приветственные ритуалы при встрече туристов обязательно зададут правильное настроение;

— небольшой welcome pack (милые небольшие подарочки) при заселении в отель также создаст у клиента чувство, что о нём заботятся;

— комплименты от шеф-повара в ресторане;

— памятные сувениры, открытки из музеев, которые посещаются в ходе тура.

Принять участие в конкурсе "В путешествие с РГО" могут все граждане России: начинающие и опытные путешественники, молодёжь от 18 лет, а также туроператоры и экскурсоводы, разрабатывающие авторские проекты по нашей стране. Заявки принимаются на сайте travelwithrgo.ru до 2 октября.