Пряники из глины: мифологические обереги русской земли

Пряники из глины: мифологические обереги русской земли Пряники из глины: мифологические обереги русской земли

В Коровницкой слободе, близ храма Иоанна Златоуста XVII века, где, по преданиям, зародился народный художественный промысел — ярославский изразец, в 2020 году Союз мастеров открыл craft-пространство "АртЕль". Его участники занимаются возрождением ремесленных традиций изразцового искусства, создают новые продукты на стыке разных техник и материалов и обучают этому всех желающих. 

Проект "Путешествие на родину ярославского изразца" стал одним из победителей всероссийского конкурса "Мастера гостеприимства" в номинации "Этнокультурный туризм". Автор проекта Людмила Ворожцова рассказала, откуда пошли изразцы и как с их помощью можно создать интерьер в традиционном русском стиле.

Людмила Ворожцова. Фото предоставлено Союзом мастеров

Людмила Ворожцова. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

— Людмила, у многих слово "изразец" вызывает ассоциации с богатой облицовкой русской печи. Откуда произошёл этот термин и что он обозначает?

— Это правда, многие считают, что изразец — это керамическая печная плитка, которую Пётр I привёз из Голландии в XVIII веке. Но в этом главная ошибка: изначально изразец — это элемент не внутреннего пространства, а фасадного, в Ярославле он представлен в декоре храмов и церквей ещё с XVII века. Вокруг происхождения самого слова до сих пор идут споры. На своих мастер-классах я всегда сравниваю изразец с пряником. Глина здесь отминается вручную в таких же вырезанных, изрезанных из дерева формах, как и для пряников, отсюда и название. Ещё одна версия возникновения: изразец — образец — образ. В русской культуре изразец всегда нёс свою определённую символику: каждая такая квадратная плиточка — целое произведение искусства. И за любым растительным орнаментом, мифическим животным или узором до сих пор стоит какой-то точный образ, символ, поэтому изразцы считались своего рода оберегами.

— В чём вы видите существенное отличие русских изразцов от разных видов арабской и европейской майолики, в частности — азулежу?

— В западных странах, а до этого — на Востоке фасады украшали большими панно, написанными уже на готовых облицовочных плитках. То есть плитку изначально массово штамповали под роспись, покрывали белой глазурью, а уже затем наносили рисунок. У нас же каждая плиточка самостоятельна, она может быть сама выполнена в виде отдельного панно, независимого элемента декора. И самое главное — это рельеф. Каждый изразец обладает индивидуальным объёмным узором до двух сантиметров глубиной, который потом также расписывается глазурями.

Элементы изразцового церковного декора. Фото предоставлено Союзом мастеров

Элементы изразцового церковного декора. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

— То есть у нас это именно штучный продукт?

— Совершенно верно. Я занимаюсь изразцами уже несколько лет и очень хочу, чтобы наше искусство стало таким же узнаваемым, как хохлома или гжель. И у нас получается: мы со своим Союзом мастеров "АртЕль" — творческой лабораторией исконно русского искусства — очень много ездим по выставкам и ярмаркам — от Калининграда до Перми, и мне очень приятно наблюдать, как люди в потоке бросают взгляд на наши изразцы и узнают: "Ярославль!" 

— А как можно распознать ярославский изразец? Есть ли какие-то отличия в фасадном декоре соседних городов?

— Нашему городу, наверное, очень повезло: золотая эпоха ярославского изразца пришлась на XVII век, у нас сохранилось очень много церквей, на фасадах которых есть изразцовое убранство. Дело в том, что после Смутного времени Ярославль был вторым городом после Москвы и здесь особые преференции имели люди купеческие и посадские. Именно они строили церкви, и чем богаче был декор, тем выше значился статус заказчика. У каждого сохранившегося храма известен основатель, в некоторых остались богатые гробницы, также украшенные изразцами. Тенденции в строительстве совпали с ещё одним печальным событием: в 1658 году в городе был очень сильный пожар, и основная масса деревянной застройки выгорела, после чего началось масштабное строительство новых каменных церквей. Ярославль на тот момент был богат глиняными месторождениями и мастерами керамического искусства, поэтому спрос на изразцы и фигурный кирпич здесь полностью удовлетворялся. На Владимиро-Суздальской земле, к примеру, в это же время была популярна белокаменная резьба: у них было меньше керамистов, но больше резчиков по камню. 

Характерной особенностью церковных ярославских изразцов того времени были цветочные мотивы. Прежде всего, это розетки — шести- и восьмилепестковые, которые устанавливали не просто как деталь мозаики, как это было, например, в Португалии, а отдельными элементами фасадного убранства, причём плитки могли стоять как горизонтально, так и углом, ромбиком. У нас появилась так называемая "ярославская строчка", когда розетки выставлены уголками по одной стороне здания. 

Изразцовый наличник окна церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Фото предоставлено Союзом мастеров

Изразцовый наличник окна церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

— Какие классические сюжетные композиции и орнаменталистика свойственны ярославским изразцам? 

— В сюжетах ярославских мастеров часто использовались изображения птиц и мифических животных: птица Сирин, Алконост, Гамаюн, единороги, которые также пришли из славянской мифологии, и другие сказочные создания перешли на фасады церковных и светских зданий. 

Колористика ярославского изразца тоже определённо узнаваема. Изначально в XV веке изразцы были неглазурованными, их просто вымешивали и обжигали, сохраняя естественный терракотовый цвет глины. С таких монохромных красно-коричневых изделий и началось повсеместное русское изразцовое искусство. Первая глазурь, которая появилась на Руси, называлась "мурава" — от слова "трава-мурава" — изумрудно-зелёная краска на основе свинца и цинка. К муравленым изразцам часто прибегали ярославские мастера, в городе сохранилось несколько церквей с зелёными плитками. А уже после появились полихромные изразцы. По одним данным, они пришли из Европы, со стороны Белоруссии, по другим — из арабских стран. Однако если вспомнить тот же азулежу, гжельскую роспись или петровские изразцы, привезённые из Голландии, — у них у всех ведущими выступают два цвета — белая глазурь и синий кобальт. У нас же совершенно другая цветовая палитра: изумрудно-муравленый цвет остался в качестве фона, его стали разбавлять белым, потом появился бирюзово-голубой и разные оттенки охры. 

"Тему изразцов могут воспроизводить текстильщики, например, на варежках или шарфах, расписывать ткань в технике батика. Одна из наших мастериц уже плетёт кружевные изразцы".

— А кто занимался изготовлением изразцов?

— Мастера-керамисты — их называли "записными кирпищиками". Плитка требует обжига в специальных печах, поэтому даже сейчас это требует оборудованных мастерских. В 1777 году был составлен план Ярославля, который хранится у нас в музее-заповеднике. На нём обозначены керамические заводы, которые непосредственно занимались производством плитки, в том числе на вывозной рынок, — это были достаточно серьёзные мастеровые цеха. И мы сейчас находимся именно в том месте, где по этому плану из 19 керамических заводов было 18. 

Храмовый комплекс Коровницкой слободы — родины ярославского изразца. Фото: Юрий Дмитриенко, участник фотоконкурса РГО

Храмовый комплекс Коровницкой слободы — родины ярославского изразца. Фото: Юрий Дмитриенко, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

— Расскажите подробнее про ваш Союз мастеров "АртЕль" с чего он начинался? Как зародилась идея сохранить и возродить исконно русское искусство?

— Сам союз начинался с общения между мастерами со схожими интересами и общих поездок. Мы решили организовать себе общее пространство, где мы смогли бы работать и реализовывать свои изделия. Так в прошлом году, в пандемию, появилось наше крафт-пространство "АртЕль", которое находится в историческом месте — Коровницкой слободе, где сохранился храмовый комплекс с рекордным изразцовым наличником XVII века размерами пять на восемь метров.

Мы сотрудничаем с туроператорами, которые привозят к нам туристов, специально для них мы организовываем мастер-классы, главный из которых — роспись ярославского изразца. У нас есть много свежих идей — мы хотим перевести классическое изразцовое искусство на другие промыслы, используя узнаваемые сюжетные линии и цветовое решение. Среди нас есть не только керамисты, но и мастера по валянию из шерсти, кружевоплетению, бисероплетению — тоже историческим ярославским ремёслам. Тему изразцов могут воспроизводить текстильщики, например, на варежках или шарфах, расписывать ткань в технике батика. Одна из наших мастериц уже плетёт кружевные изразцы. Основа, по сути, может быть любой — в нашей стилистике можно изготавливать и традиционные пряники, и сувенирный шоколад. Мы работаем в формате открытой творческой лаборатории и хотим, чтобы орнаменталистика ярославского изразца пошла в массы.

Изразцы. Современная подача. Фото предоставлено Союзом мастеров

Изразцы. Современная подача. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

"Сложность в росписи изразцов состоит в том, что глазури по керамике при обжиге меняют цвет, например, бледно-сиреневый цвет после обжига получается охристым".

— Сохранились ли у вас традиционные технологии обработки?

— Конечно, все процессы изготовления по большей части остались в своём первозданном виде. Правда, с некоторыми усовершенствованиями: сейчас для изготовления плитки мы используем не деревянные формы, а силиконовые, а затем — гипсовые. Так керамика лучше сохнет и её проще доставать. Глину мы по-прежнему отминаем вручную, сами наносим глазури, особенно на полихромные изразцы, — никакой автоматики. В отличие от той же майолики, изразцы предполагают восприятие издалека: изначально это фасадные изделия, и детальной росписи там не требуется. Но всё равно каждый элемент рельефа должен быть покрыт глазурями вручную. Сложность тут состоит в том, что глазури по керамике при обжиге меняют цвет. Поэтому мастера, которые расписывают изразцы, должны изначально представлять, какой в итоге получится колористика готового изделия: например, бледно-сиреневый цвет после обжига получается охристым. Здесь нужно иметь определённый намётанный глаз. Конечно, есть специальные таблицы, в которых все краски пронумерованы, но всё равно некоторое видение готового изделия должно быть сложено у мастера изначально. 

Зеркало в раме из изразцов. Фото предоставлено Союзом мастеров

Зеркало в раме из изразцов. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

— Ярославский изразец прошёл длинный путь от церковного декора до бытовой облицовки. Какое современное применение можно найти изразцам?

— Изразец в Ярославле — это, прежде всего, самый продаваемый сувенир. Мы модифицировали традиционную плитку так, чтобы её можно было повесить на стену. У каждого изделия своя глубокая символика, которую мы обязательно прописываем на ярлычке, и как маленькое панно-оберег предлагаем туристам в качестве подарков. 

Мы очень плотно работаем с дизайнерами интерьеров и всё-таки возвращаемся к изразцам для печи. В оригинальной конструкции на лицевую сторону наносится объёмное изображение, а на задней поверхности изделие имеет специальную румпу — глиняный выступ, с помощью которого монтируется плитка. Печные изразцы сегодня очень востребованы как в качестве полноценной облицовки, так и в виде простых элементов декора. Также мы делаем потрясающие зеркала в рамах из изразцов. По сути, в любой интерьер в русском стиле изразцы можно добавить как угодно — выложить ими кухонный фартук, например, или поверхность стола, закрытую стеклом. У нас в производстве есть разделочные доски с изразцами и другие подарочные изделия. Ценность изразцов в том, что они долговечны, столетиями живут на фасадах зданий, а современные технологии позволяют сделать их полноценным материалом для отделки мокрых зон в квартире.

Мастер-класс по росписи ярославского изразца. Фото предоставлено Союзом мастеров

Мастер-класс по росписи ярославского изразца. Фото предоставлено Союзом мастеров "АртЕль"

— Людмила, в контексте развития внутреннего туризма ваш проект выглядит очень вдохновляющим. Расскажите нам о своих планах.

— В ближайшее время мы обязательно подадим заявку на оформление ярославского изразца как региональный бренд. Кроме того, мы стремимся развивать свою территорию, в планах — регулярный приём организованных туристских групп и индивидуалов, проведение экскурсий и мастер-классов. Сейчас мы в два раза расширяем площадь нашего крафт-пространства, делаем отдельный этаж для мастер-классов и торгово-выставочную зону. Уже в этом году на майские праздники мы принимали по 80 человек в день. Планируем, чтобы 100–120 человек посещало нас ежедневно, независимо от выходных.

Сейчас мы запустили в серию наборы для творчества "Роспись ярославского изразца", с которым мы заняли первое место на окружном этапе Федерального конкурса "Турсувенир". Ну и конечно же, наша основная задача — популяризация тематики изразцов, синтез с другими художественными направлениями и возрождение утраченных народных промыслов Ярославии.

Юлия Гопиус