Пушные звери, сосны и ковыль: Бань Чао и Гэн Куй в "Западном крае"

Южноуральский хребет Крыкты – рядом степь и лес (Абзелиловский район Республики Башкортостан). Фото В.Путенихина
Южноуральский хребет Крыкты – рядом степь и лес (Абзелиловский район Республики Башкортостан). Фото В.Путенихина

Генерал Бань Чао (32-102 годы н.э.) – видный государственный и военный деятель Китая эпохи "Поздней (младшей) династии Хань". Родился в аристократической семье, из которой на протяжении столетий выходили видные чиновники, воины, писатели. C 73 года Бань Чао являлся послом-наместником в Западном крае (странах Центральной и Средней Азии, Казахстана), где вел борьбу с хуннами (в 90-х годах он нанес им серьезное поражение). Практически в это же время военные отряды под руководством полковника Гэн Куя (I век н.э.), действовавшие на северо-западном направлении, разбили силы "северных хуннов" – это произошло где-то в южных предгорьях Алтая. В результате военно-дипломатической деятельности Бань Чао и других полководцев упрочились торговые связи Китая с Западным краем по Великому шелковому пути, прерванные столетие назад.

Как можно видеть из китайских хроник (извл. 1), командир Гэн Куй, о жизни которого мало что известно, в 91 году в погоне за северными хуннами дошел до Кангюя – государства, располагавшегося в Приаралье. Еще никогда китайские войска не заходили так далеко на запад. Существует мнение, что Гэн Куй, вслед за отступающими северными хуннами, добрался вдоль Сырдарьи до Аральского моря и, может быть (учитывая указание на пройденный путь в 2,5 тысячи км), – до Каспийского. С 94 года мы находим на северо-западном участке военного амфитеатра уже и Бань Чао (извл. 2, 5). Если Гэн Куй двигался на запад, стремясь настигнуть ускользающего противника, то Бань Чао преследовал уже иную задачу – привести в подданство Китаю располагавшиеся здесь государства, включая Кангюй. Судя по сообщениям (извл. 5), Бань Чао (либо его командиры) вновь продвинулись до моря, под которым следует видеть Арал, но вряд ли Каспий.

По нашему мнению, именно в результате военных экспедиций Бань Чао и Гэн Куя по Западному краю получены важные сведения географического характера, значительно дополняющие информацию Чжан Цяня (см. очерк о нём). Скорее всего, географические известия БаньЧао, по сравнению с данными Гэн Куя, были более основательными, ведь он оставался в регионе на протяжении нескольких лет: принимал посольства подчиненных стран, организовывал торговую деятельность (извл. 2, 5). Итак, что мы имеем здесь нового относительно уральского региона и окрестностей? Сообщение о стране Янь (извл. 3), лежащей к северу от Яньцай (последняя локализуется, вероятно, между Аралом и Каспийским морем, в Северном Прикаспии и до уральских предгорий) представляет собой первое китайское указание на Южный Урал. Как видно (извл. 3, 4), обе страны – Янь и Яньцай – в тот период находились под протекторатом Кангюя. Тут же мы находим известие (извл. 4) о вытеснении аорсов, населявших страну Яньцай, родственными им сарматами-аланами.

Подтверждением локализации стран Яньцай и Янь в каспийско-уральском регионе могут служить не только расстояния и векторы взаиморасположения стран Западного края, но и весьма интересные зооботанические сведения, приводимые в китайских источниках, несомненно, по результатам походов Бань Чао и Гэн Куя. Так, выплату податей Кангюю страна Янь производила мехами (извл. 3), что также указывает, по мнению ряда исследователей, на ее местонахождение на Южном Урале как единственном ближайшем регионе, богатом лесами и пушным зверем.

02_zilairskoe_plato.jpg

Хвойные леса Южного Урала, Зилаирское плато (Зилаирский район Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина
Хвойные леса Южного Урала, Зилаирское плато (Зилаирский район Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина

Но особенно замечательной подробностью (извл. 4) является упоминание сосны, ракитника и ковыля, характерных для страны Яньцай! Само сочетание этих трех растений свидетельствует о степном и лесостепном характере

местности: островные боры и маленькие колки сосны обыкновенной в ковыльных степях до сих пор еще встречаются в некоторых районах Южного Приуралья – в Оренбургской и Челябинской областях, в Башкирии, Кустанайской области Казахстана. Это сообщение достаточно четко свидетельствует о расположении Яньцай на территории от Арало-Каспия до лесостепных южных предгорий Уральских гор. Да и здешний степной климат на самом деле можно определить как умеренный (извл. 4), чего не скажешь о полупустынном восточном Приаралье, куда иногда помещают страну Яньцай.

03_rakitnik_i_kovyl.jpg

Ракитник и ковыль – растения северной степи. Почтовые марки России (1997 год) и СССР (1986 год)
Ракитник и ковыль – растения северной степи. Почтовые марки России (1997 год) и СССР (1986 год)

Сосну обыкновенную применительно к территории Восточной Европы уже называл «отец ботаники» Феофраст (см. очерк о нём). Здесь же мы встречаемся с первым известием о ней для приуральского региона. Кроме того, к числу новых растений, указываемых для этой территории, следует отнести еще ракитник, представитель семейства бобовых, а также ковыль (Stipa L.) из семейства злаковых. Что касается ракитника, то это, скорее всего, ракитник

русский (Chamaecytisus rhutenicus) – типичный обитатель разнотравно-злаково-кустарниковых степей и сухих сосновых опушек Урало-Поволжского региона.

04_kunica.jpg

Лесная куница – обитатель сибирских и уральских лесов. Почтовая марка СССР, 1989 год
Лесная куница – обитатель сибирских и уральских лесов. Почтовая марка СССР, 1989 год

В заключение вернемся к пушным зверям, шкурки которых поставляли жители страны Янь (Южного Урала) в Кангюй. В их числе можно видеть самых разных представителей животного мира Урала и Сибири из семейств беличьих и куньих. Среди этих «зверьков мышиной породы» (извл. 3) наиболее распространенным видом с давних времен в уральских лесах была куница лесная (Martes martes) – стройное животное с гибким телом и ценнейшим густым мехом. Видимо, пушнина, поставлявшася с территории Урала и Западной Сибири в Кангюй, а также в Индию (см. очерк о Махабхарате), в значительной своей части состояла из куньих шкурок.

 

Извлечения

«Хоуханьшу», или «История младшего Дома Хань» – составлена китайским историком Фань Е. (V в.)

Извл. 1 (90). «В эру правления Юн-юань (89-105) [гг.], установленную императором Хэ-ди, великий военачальник Доу Сянь послал правого полковника Гэн Куя, который [в 91 г.] напал на сюнну [хунну] и нанес им поражение, после чего северный шаньюй бежал…» (Материалы по истории древних…, 1984, с. 71, пер. В.С. Таскина).

Извл. 2 (103). «В шестое лето [94 г. н.э.] Бань Чао опять разбил Харашар [и дошел до “моря” – по переводу Г.-А. Гутшмида]. После сего все 50 владений [Западного края] признали себя зависимыми от Китая и представили заложников. [Все государства] … до самого моря [Каспийского и/или Аральского] за 40000 ли прислали с переводчиками дары двору [китайского императора]» (Древние авторы о Средней Азии, 1940, с. 113, пер. под ред. Л.В. Баженова).

Извл. 3 (118, 14). [По сведениям Бань Чао и Гэн Куя:] «Янь. Владение Янь лежит от Яньцай на север [т.е. на Южном Урале и в Приуралье]; состоит в зависимости от Кангюя, которому подать платит кожами зверьков мышиной породы [пушниной]» (Бичурин, 1950, с. 229, пер. Н.Я. Бичурина).

Извл. 4 (118, 15). [По сведениям Бань Чао и Гэн Куя:] «Яньцай. Владение Яньцай [в арало-каспийско-приуральском регионе] переименовалось Аланья; состоит в зависимости от Кангюя. Климат умеренный; много сосны, ракитника и ковыля. Обыкновение и одеяния народа сходны с кангюйскими» (Бичурин, 1950, с. 229, пер. Н.Я. Бичурина).

«Бейши», или «История Северных Дворов» – составлена китайским историком Ли Яньшоу (VII в.)

Извл. 5 (Вступление. 136). Сведения II в.: «Когда [Старший] Дом Хань открыл Западный край, там считалось 36 владений [стран]. … По вступлении младшего Дома Хань на китайский престол, [полководец] Бань Чао нашел 50 владений и проник [в 94 г.] на запад даже до западного [Аральского] моря. Тогда [благодаря походу Бань Чао] с пространства от востока к западу на 10000 ли [до каспийско-арало-уральского региона] явились к китайскому Двору посольства с данью. … После сего [военно-дипломатического предприятия Бань Чао] владения Западного края то прекращали, то возобновляли связь с Китаем» (Бичурин, 1950, с. 240, пер. Н.Я. Бичурина).

 

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Бань Чао, Гэн Куй – с. 172-175).

 

Заглавное фото: Южноуральский хребет Крыкты – рядом степь и лес (Абзелиловский район Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина