В июле 2020 года в Костромской области стартовала экспедиция "Путём первопроходцев". Она была посвящена исследованию водно-волоковых маршрутов по пути землепроходцев, открывавших новые земли на Северо-Востоке, Дальнем Востоке, в Арктике и Русской Америке. Проект реализовывался совместными усилиями Русского географического общества, правительства Республики Саха (Якутия) и экспедиционного центра "Русь Исконная".
Первый этап экспедиции начинался в Костромской области, далее продолжался в Вологодской и Архангельской областях, Республике Коми, а завершался в Ямало-Ненецком автономном округе, в Салехарде — это более 2770 км. Экспедиционная команда исследовала шесть волоков: Унженский (путь из Волги в Сухону — Северную Двину по Унже и Старой Тотьме), Вымский (путь из Вычегды — Северной Двины в Печору по Выми, Ухте и Ижме, а также путь Курбского), Собь-Елецкий проход (путь из Печоры — Усы в Обь по Ельцу и Соби — "Чрезкаменный волок").
Отправным пунктом для исследовательских экспедиций с 1632 года являлся Ленский острог, основанный казачьим сотником Петром Бекетовым и ставший затем столицей Якутии. В результате вхождения Якутии в состав России страна получила новый, географически удобный центр для дальнейшего освоения всей восточносибирской и дальневосточной части страны — от Чукотки и Камчатки до Амура и Тихого океана.
Именно поэтому право дать официальный старт экспедиции "Путём первопроходцев" было предоставлено главе Республики Саха (Якутия), председателю Попечительского Совета отделения РГО в Якутии Айсену Николаеву. Торжественное открытие проходило в онлайн-формате. Видеомост соединил Якутию и лесной Терем Асташово в Чухломском районе Костромской области.
Основноыми целями экспедиции были: изучение водных путей по рекам Унжа, Сухона, Вычегда, Ижма, Уса, Собь и волоков: Унжеского, Вымского, Черского, Собь-Елецкого и прохождение маршрута, максимально близко повторяющего значительную часть «пушного» пути древности из Югры и Обдории в Древнюю Русь
Экспедиция проходила на традиционной для водно-волоковых маршрутов технике — "связке" моторной лодки, внедорожного квадроцикла и трансформера для его перевозки. Это прицеп на двух колёсах, который по суше перевозит моторную лодку, а на воде переделывается в плот-катамаран, чтобы погрузить на него квадроцикл.
Экспедиционный отряд состоял из девяти человек, к которым на различных этапах присоединялись местные жители в качестве проводников, учёные-историки и экологи. В Коми, например, к исследователям подключился заместитель директора по науке национального парка "Югыд ва" Елена Шубницина и научная группа, занимающаяся древними путями Коми, Перми, Урала.
По предложению председателя Костромского областного отделения Русского географического общества Романа Рябинцева в программу исследований был включён таинственный город Шишкилёв (его предполагаемое место расположения).
На рубеже XV–XVI веков стоял он на реке Унже, был довольно крупным оборонительным центром в составе Кологривской осады для защиты северо-восточных рубежей Московского государства от набегов казанских татар и марийцев. Московскому войску Шишкилёв давал столько же ратников, сколько и Кострома. Но уже в начале XVII столетия он пропал со всех исторических и географических карт и не упоминался больше в государственных актах. Вместо него появились записи о Шишкилёвской волости и городе Кологриве.
В ходе экспедиции проводились работы по увековечению памяти об исторических городах, игравших ключевую роль на пути Вычегда – Печора, таких, как Тотьма, Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Вымь и о великих первооткрывателях и знаменитых путешественников и миссионерах, чья жизнь связана с местами прохождения экспедиции (Иван Кусков, Владимир Атласов, Василий Шилов, Михаил Булдаков, Ерофей Хабаров, Степан Глотов и др), создание электронной карты с текстовыми, графическими, фото и видео материалами об исторических населённых пунктах, находящимся по маршруту следования экспедиции и об исторических личностях с ними связанных.
Еще одним итогом экспедиции стало изучение рекреационного и туристического потенциала районов, по территориям которых проходят маршруты экспедиции, в том числе подбор интересных с туристической точки зрения объектов исторического, природного, культурного или событийного характера, составление предложений о возможном прохождении и особенностях организации туристических маршрутов к таким объектам.