Путешествие на край земли

Фото из личного архива Якимова В.

В августе 2021 года член Областного отделения РГО Якимов Валерий посетил Кольский полуостров и Соловецкие острова. О своих впечатлениях он рассказал, написав небольшие заметки.

В двадцатых числах августа мы погрузились в машину и отправились на Кольский полуостров, а точнее в Териберку. Наш путь проходил через Ярославль, Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, Кандалакшу и Мурманск, откуда рукой подать до Териберки.

В Териберке (а если быть точнее, то в Лодейном) мы сняли квартиру. На момент поиска жилья, это был самый оптимальный вариант. Эта квартира стала нашим домом на ближайшие четыре дня.
Этого времени  вполне хватило, чтобы познакомиться с Териберкой и окрестностями. Мы прогулялись по берегу на запад. Дошли до батареи береговой охраны. Увидели красивый водопад Батарейский, каменные пляжи, их ещё называют «Яйца динозавров», потрясающие виды Баренцева моря с каменными берегами уходящими в него.

Фото из личного архива Якимова В.

Каменные пляжи Баренцова моря. Фото из личного архива Якимова В.

Поднялись на сопку к триангулятору, откуда открываются виды на несколько километров. Увидели сейды, правда, со временем я усомнился в их подлинности. Скорее всего это новодел.
Также прошлись вдоль берега на восток, дошли до «Конца всех дорог». Удивительно, но мы как дети радовались и восторгались всему, что видели. Каждый поворот или новая сопка открывали новый мир. Это можно сравнить с закрытой дверью, когда ты отворяешь её, ты попадаешь в новый зал.
Сам посёлок Териберка небольшой. Это место стало популярным после выхода фильма Левиафан в 2014 году. Благодаря этому у Териберки открылось второе дыхание. Здесь построили гостиницы и рестораны, проходят различные фестивали. Но, сказать по–правде, делать здесь нечего. В эти места следует ехать за природой. Зимой сюда едут за северным сиянием.
Если у вас есть палатка, то можно смело пройтись куда подальше вдоль берега. Быть не привязанным к жилью. Я был свидетелем таких туристов, и взял себе на заметку. Возможно, однажды, я пройдусь там с палаткой.

Туристы. Фото из личного архива Якимова В.

Подошло к концу наше знакомство с Териберкой, нам пора двигаться дальше. Следующая остановка — Хибины.

В Хибинах я был много раз, мне там многое знакомо, для меня это родные места. У нас было три дня показать девочкам Хибины. Здесь мы жили в палатках, еду готовили на горелках — всё, как в походе. Лагерь разбили на поляне у базы Кульпорр, где не раз вставали в походах. Надо сказать, что в конце августа погода на севере уже глубоко осенняя. Температура ночью опускалась до +3 °С, да и днём дует холодный северный ветер. Но есть свои плюсы: нет мошки и нет туристов в таком количестве, как в июле. В этом году случился урожай на грибы и ягоды. Я не вспомню такого года, когда на привале мы объедались ягодами. Их мерили не горстями, а литрами.
За три дня в Хибинах мы сделали три радиальных выхода. В первый день поднялись на перевал Южный Рисчорр. Наш путь проходил через Красивый водопад, где сделали привал и кучу красивых фотографий.

Фото из личного архива Якимова В.

Во второй день дошли до озера под перевалом Южный Чоргорр. А в последний день добрались до Гольцового озера.

Озеро в горах. Фото из личного архива Якимова В.

Во вторую ночь, как нам сказали утром, случилось северное сияние. Это было самое глубокое разочарование за поездку. Мы не могли поверить, что всё проспали.
В последний вечер заказали у спасателей МЧС баню. Это был приятный финал нашего пребывания здесь.
Для наших девочек такие приключения были впервые. Но они выдержали все испытания. Говорят, хотят повторить)

Наш дальнейший путь лежал на Соловецкие острова. В Рабочеостровске сели на кораблик и через два часа сошли на Большом Соловецком острове. Сразу скажу, что отношение с Соловками у нас не сложились. А всё потому, что туристический сезон здесь заканчивается 31 августа. А мы посмели приехать сюда 1 сентября. Нас отказывались селить в оплаченную гостиницу, с боем отстояли свой номер. Также по окончании туристического сезона практически прекращаются экскурсии. Из порядка десяти направлений было только одно, по Соловецкому монастырю. За два с половиной часа, пока длится экскурсия, нам рассказали историю монастыря и в целом острова.

На экскурсии в монастыре. Фото из личного архива Якимова В.

В окрестностях монастыря. Фото из личного архива Якимова В.

Чтобы увидеть максимум, смогли найти в частном порядке водителя, который доставил нас на Секирную гору. Где самостоятельно осмотрели местность. В свободный вечер прогулялись до берега к мысу лабиринтов.
Подошло к концу время, отведённое на Соловецкий остров. И, погрузившись на кораблик Василий Косяков, отходим на большую землю.

Последним пунктом в нашем путешествии значился музей–заповедник Кижи. Из Петрозаводска до Кижи ходят метеоры. Полтора часа и мы на месте. Время на острове ограничено тремя часами. Здесь нам предложили два варианта: самостоятельный осмотр или с экскурсоводом (цена одинаковая). Мы выбрали второй вариант. Очень увлекательно, литературным языком нам рассказали про каждую постройку. Маршрут проходит через все строения музея–заповедника.

Кижи. Фото из личного архива Якимова В.

Редкий случай, когда экскурсовода приятно слушать и не устать за три часа. Нас провели по домам Ошевнева и Елизарова, рассказывая про быт и уклад крестьян.
Надо сказать, что времени на самостоятельный осмотр практически не остаётся. Мы успели зайти только в церковь Преображения Господня, которая долгое время находилась на реставрации.

Совсем незаметно пролетел отпуск. Под большими впечатлениями, набравшись энергии и сил, мы возвратились домой. Все, что было запланировано, мы всё смогли увидеть. Каждый привёз из этого путешествия что–то своё, свою маленькую частичку севера, которая останется с ним навсегда...

Русский север. Фото из личного архива Якимова В.