Путешествие на край Земли, или История одной рукописи 

В архиве РГО хранится старинная карта русских открытий в Сибири и Тихом океане на французском языке, с изданием которой связан любопытный исторический и географический инцидент.

В 1752 году французский астроном и картограф Делиль издал в Париже карту о новых открытиях в Тихом океане в 1741 году. Однако в ней не были отражены исследования  российского мореплавателя Витуса Беринга, в связи с чем признанному авторитету в вопросах изучения Сибири и побережий Северного Ледовитого и Тихого океанов российскому академику Герарду Миллеру было поручено составить опровержение карты Делиля с учетом открытий Беринга и Чирикова. Позже карта Миллера неоднократно переиздавалась, и в картографическом собрании Русского географического общества представлен её вариант 1784 года.

Кто вы, господин Делиль?

Французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль (1688–1768) был человеком неординарным, оставившим  о себе память в истории как  фигуре противоречивой и загадочной. Современники видели в нем успешного ученого, что не мешало обвинять Делиля в шпионаже и подозревать в продаже карт Французскому государству. Именитый астроном и географ приехал в Россию в возрасте 38 лет по приглашению Петра I, уже будучи членом Королевской академии наук Франции, Лондонского королевского общества и Берлинского научного общества. За последующие 22 года на службе в Российской академии наук он сделал немало: наладил регулярную работу обсерватории в здании Кунсткамеры, руководил составлением Генеральной карты России. А в 1740 году предпринял путешествие в Сибирь, чтобы вести наблюдения за прохождением Меркурия по диску Солнца. Делиль предполагал, что изучение этого явления станет грандиозным совместным проектом астрономов нескольких стран – миссионеры-иезуиты должны были зафиксировать данные в Пекине, французские коллеги – в Перу. Сопоставление итогов всех наблюдений давало надежду уточнить расстояние от Земли до Солнца.

В 1747 году Делиль был вынужден покинуть Россию из-за конфликта с управляющим Академической канцелярией И.Д. Шумахером, увезя во Францию часть своего уникального архива, в котором среди прочих бумаг находилась рукопись о сибирской экспедиции, масштабы и размах которой поражают…

Дар бесценный

В 1846 году князь Илья Андреевич Долгоруков (1797–1848) преподнес в дар Русскому географическому обществу манускрипт – путевые записки экспедиции Императорской Академии наук 1740 года. Она получила название «Дневник путешествия в Берёзов в 1740 году» и состояла из рукописных заметок, рисунков студента Географического департамента Тобиаса Кёнигфельса (1716 – после 1780), рукописных географических карт, писем и других набросков на французском языке организатора экспедиции Делиля.

«Дневник экспедиции» имел для Русского географического общества особое значение – он стал одним из первых в собрании. «Можно сказать, что с этой рукописи начинается история Архива», – отмечает Мария Матвеева, заведующая Научным архивом РГО.

Рукопись, которую передал князь Долгоруков, – всего лишь часть экспедиционного архива Делиля, вывезенного им из России. Вторая половина «сибирских заметок» по указу Людовика XV была куплена для Морского архива (ныне – часть Национального Архива Франции).  Как рукопись попала в Россию, и кто ее привез – вопросы, которыми задаются уже не одно столетие многие исследователи, но однозначного ответа до сих пор так и не удалось получить.

Путешествие из Петербурга в Сибирь

Отправляясь в столь дальнее путешествие, Делиль поставил перед экспедицией несколько задач, в том числе определение методами астрономии географических координат ряда мест, обучение ведению астрономических наблюдений и расчётов сопровождавших его учеников Морской академии и поиск карт, хранившихся в различных городах Российской империи, которые могли быть полезны при работе над «Атласом российским».

Вторым руководителем экспедиции был назначен учитель «математических и навигацких наук» Морской академии майор Семён Салтанов, личным помощником Делиля – Тобиас Кёнигфельс.

Кроме Кёнигфельса и Салтанова участниками исследовательского похода стали еще 11 человек специалистов и военных. Для своевременной подготовки лошадей на почтовых станциях и во избежание задержек в пути  впереди основного состава экспедиции ехал капрал императорской лейб-гвардии.

Путешествие по меркам XVIII века было весьма рискованным   из-за  отсутствия  дорог, достоверных карт местности, сурового  климата и тяжелой поклажи. В то же время в соответствии с Указом Кабинета министров Российской империи от 29 февраля 1740 года местные власти оказывали всяческую помощь экспедиции.

Выехав из Петербурга 28 февраля 1740 года, путешественники к началу апреля добрались до Самаровского Яма (ныне город Ханты-Мансийск). Оттуда отряд Делиля стал двигаться на север. Дорога оказалась слишком тяжелой. Прибыв в Берёзов, члены экспедиции на совете  решили проводить исследования там.

Однако надежды Делиля не оправдались – из-за плохой видимости провести наблюдение не удалось. Тем не менее результаты экспедиции были  впечатляющими: определены точные географические координаты ряда населенных пунктов, проведены наблюдения физико-географического характера. Стараниями Кёнигфельса были собраны многочисленные сведения о народах Поволжья, Урала и Западной Сибири, их традициях, обрядах, верованиях.

Особую ценность имеют сделанные Кёнигфельсом зарисовки Берёзова, где путешественники провели 6 недель, – церковь за дощатым забором, построенная опальным князем Меншиковым, собор с восьмиконечным православным крестом на берегу Сосьвы, бревенчатые башни, увенчанные флагом, несколько рубленых построек в один этаж – место пребывания «полудержавного властелина», двухэтажное здание обсерватории. Рисунки и записки экспедиции Делиля – единственный документ, способный возродить образ Берёзова  XVIII века.

Путь в два столетия

Впервые об экспедиции Делиля европейцы узнали только в 1779 году, когда в Амстердаме были опубликованы отрывки из рукописного дневника Кёнигфельса. В 1849 году академик Василий Струве в обширной статье в «Записках Русского географического общества» познакомил читателей с  содержанием путевого дневника экспедиции и перепиской Делиля. В 1865 году академик Пётр Пекарский опубликовал статью о путешествии Делиля с тремя рисунками Берёзова Кёнигфельса, после чего эта история на долгие годы исчезает из поля исследователей.

В советское время манускрипт изучал историк А. И. Андреев, опубликовавший в 1949 году статью, в которой разбирал значения имеющихся в переводе дневника на французский язык копий рисунков, выполненных Кёнигфельсом.

Очередной интерес к материалам экспедиции Ж-И Делиля возник в 2003 году в связи с выставкой «Французы в Петербурге», организованной к 300-летию Северной столицы, на которой дневник сибирского путешествия в Берёзов занял одно из центральных мест в экспозиции РГО и привлек внимание специалистов как с российской, так и с французской стороны.

Берёзово (современное название) в XX веке прославилось на весь мир своим первым в Сибири газовым фонтаном, предопределившим мощное социально-экономическое развитие всего Югорского края. Описанная Делилем и его спутниками бескрайняя снежная пустыня стала одним из самых успешных и развитых регионов России: с современными дорогами, мостами, концертными залами и библиотеками. Неслучайно в 2006 году Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поддержало издательский проект научной публикации путевых записок экспедиции Делиля, инициированный петербургскими историками и архивистами.

Совсем недавно стало известно, что издательство «Историческая иллюстрация»,  опубликовавшее в 2008 году российский корпус документов экспедиции Жозефа-Николя Делиля, подготовило второй том материалов, хранящихся в Национальном архиве Франции. Презентация издания состоится  в рамках  Международного петровского конгресса «Россия и Франция: культурный диалог в панораме веков» в  июне 2017  года.

Текст: Татьяна Николаева, Ирина Данилова

Иллюстрации из фондов Научного архива РГО

Фото: admhmansy.ru