Поселок Рабочеостровск, на территории которого расположена метеостанция Кемь-Порт, раньше носил название «Попов Остров». За колючей проволочной изгородью здесь располагался пересыльный пункт Соловецкого концлагеря.
Метеостанция существует уже более 90 лет. Еще в те времена она работала и передавала метеоданные, а её сотрудники были свидетелями того, как заключенные шли пешком от железнодорожной станции Кемь до порта.
С тех пор многое осталось неизменным в бытовом плане. Отопление на метеостанции и в соседних домах — печное, централизованного водоснабжения нет. Как говорят местные: «Карелия — страна озер, а воды нет».
Утро на метеостанции начинается еще в сумерки. Печку растапливают, несут бочки для воды. Несколько раз в неделю приезжает водокачка, которая доставляет воду местным жителям для бытовых нужд и приготовления пищи.
После этого нужно покормить местных бездомных собак, чтобы они не нападали. Часто на полуостров привозят собак на лодках — люди, оставившие их, уходят, а животные становятся голодными и агрессивными. Некоторые собаки остаются и после смерти хозяев.
Затем — забор воды из Белого моря для измерения температуры и солености. Это кажется простым делом, но порой сопряжено с опасностью. Летом, например, по ночам вблизи метеостанции ходил медведь, и забор воды проводился только утром.
Смена на метеостанции длится 12 часов. Каждые 3 часа необходимо собирать метеоданные, зашифровывать их и отправлять в центр. В смену работает один сотрудник. Здесь нет интернета, только мобильная связь, да и то не у всех операторов. Сложно представить, как справляются с одиночеством, но сотрудники говорят, что это привычное дело. Они находят удовлетворение в тишине и спокойствии.
Вокруг метеостанции — руины перевалочного пункта Соловецкого лагеря, деревянные дома, тяжелые бытовые условия и упадок. Но метеостанция, несмотря ни на что, работает как часы, являясь оплотом и давая цель для своих сотрудников, которые гордо выполняют свою работу.
Заметкой поделился Тимур Манс член Московского городского отделения РГО