В минувшую субботу, 5 апреля, мы посетили красавицу Истру. Целью нашего путешествия были Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и музей «Новый Иерусалим».
Город Истра был основан в 1781 году и первоначально назывался Воскресенск. В 1930 году был переименован в Истру. Расположен он в 40 км к северо-западу от Москвы, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Добраться до него несложно – например, от Курского вокзала электричка идет до города около полутора часов. Железнодорожные станции – Новоиерусалимская и Истра на линии Москва – Рига.
Автор: Наталья Короткова
Истра очень живописна, как по природным, так и по архитектурным составляющим. В городе находится невероятной красоты Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь.
Основан он был в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Земли Израильской.
На территории монастыря главным является Воскресенский собор. По замыслу патриарха Никона он возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма.
Фото: Наталья Короткова
Отличительной чертой собора является архитектурная керамика, украшающая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
Фото: Наталья Короткова
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен немецкими войсками. Была взорвана колокольня.
Уже в 1942-1943 годах началось проектирование восстановительных работ. Руководил проектными работами выдающийся советский архитектор П.Д. Барановский.
С 1957 по 1972 год был восстановлен Воскресенский собор. Реставрация монастыря продолжалась до недавнего времени. В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена колокольня и установлены новые колокола.
Неподалеку от монастыря находится скит патриарха Никона, место его молитв. Сходим посмотреть на него в следующий наш приезд.
Патриарх Никон был основоположником проведения церковных реформ на Руси. Церковные реформы патриарха Никона были направлены на изменение обрядовой традиции Русской церкви в целях ее унификации с греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. В 1666 году патриарх Никон был низвержен из патриаршества и стал простым монахом, но его реформы были продолжены.
Анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, впоследствии отменённая Поместным собором РПЦ 1971 года, стала главнейшей причиной раскола XVII века.
Фото: Ольга Деркач
Недалеко от монастыря, на противоположном берегу реки Истры, находится Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» – крупнейший музей Московской области. Он является также одним из крупнейших музеев в России. Располагается музей в необычном здании, построенном в стилистике «зелёной архитектуры», которое содержит более 10 000 квадратных метров выставочных площадей. Собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения и включает коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох.
Наряду с постоянными экспозициями, в музее регулярно проходят крупные выставочные проекты. Исторические экспонаты представлены в современном пространстве, дополненном мультимедийными технологиями.
Так, мы посетили в этом музее выставку работ заслуженного художника Бурятии Зорикто Доржиева. Его картины – о степи и воинах, о детях и женщинах, о просторах и красоте в повседневном. На выставке в музее «Новый Иерусалим» представлены работы Зорикто Доржиева, выполненные в стиле «ваджра-панк». «Слову «панк» хорошо подходит мое желание пошатнуть основы академизма, пусть и достаточно мягко, с иронией. С другой стороны, в моих работах есть отсылки к буддийской философии и иконографии. Поэтому мы взяли красивое слово «ваджра», означающее магический скипетр, мифический жезл, молнии, поражающие невежество и несущие победу света над тьмой, то есть некое оружие, инструмент. Я подумал, что в руках у художника обязательно должен быть подобный инструмент», – говорит Зорикто.
Зорикто Доржиев: Сказка абрикосовой рощи
Зорикто Доржиев: Сказки старшей сестры
Сколько еще чудесных уголков в Подмосковье, Москве, России!
«Путешествуешь – значит, живешь!»
Заметкой поделилась Наталья Короткова, секретарь Московского городского отделения РГО