Пять причин посетить Нижнее Приангарье

Фото предоставлено туроператором Сибвэй Тур

Фото предоставлено туроператором Сибвэй Тур

Пять причин посетить Нижнее Приангарье Пять причин посетить Нижнее Приангарье

Площадь Красноярского края — 2 366 797 кв. км, что в 6,6 раза больше площади Германии. Изучить его полностью — всей жизни не хватит. Плато Путорана, заповедник "Столбы", природный парк "Ергаки" известны на весь мир. А есть и такие места, о которых знают единицы. Но именно они представляют большой интерес для любопытного исследователя. Одно из таких мест — Мотыгинский район, который находится в самом сердце Сибири на реке Ангаре. Здесь богатство таёжных лесов сочетается с чистотой быстрых рек, причудливые скалы хранят тайны древних цивилизаций Азии, о которых исследователи знают пока совсем мало. Тур "В гости к Усть-Тасеевскому идолу", организованный красноярским туроператором "Сибвэй Тур", входит в число "Путешествий с РГО".

Тасеевский идол. Фото предоставлено туроператором

Тасеевский идол. Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

1. Увидеть самое северное каменное изваяние в Азии — Усть-Тасеевского идола

О том, что в тайге у реки Тасеева находится таинственный каменный идол, поставленный неведомо когда, местные жители знали очень давно, и слухи о языческом капище передавались из поколения в поколение. По преданию, его обнаружили первопроходцы Ермака, а учёные заново открыли идола лишь в середине 70-х годов ХХ века — исследователей привели  к памятнику местные жители.

Усть-Тасеевское изваяние находится на вершине 100-метровой сопки, поросшей лесом, на левобережье реки Тасеевой, недалеко от её впадения в Ангару. Небольшую площадку окружают могучие деревья со следами молний — грозы испокон веков часто выбирали её своей мишенью, вызывая суеверный страх. Неизвестный скульптор присоединил свое искусство к природному — получилось выразительное мужское лицо с продолговатыми глазами и объёмными надбровными дугами, со зрачками, промазанными охрой. Массивный расширяющийся книзу нос с раздутыми ноздрями, широкий приоткрытый рот, окладистые усы и борода — всё в облике идола внушает трепет. Археологи установили, что идолу приносили жертвы, прося удачной охоты,  сжигали на жертвеннике головы медведей и лосей, медвежьи лапы. В комплекс капища входят 4 фигуры: главное божество, воин и помощник с женой. Как говорят учёные, по иерархическому составу изваяний оно идентично культовым местам народов ханты и манси.

Фигура “воина”. Фото предоставлено туроператором

Фигура “воина”. Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

Первые находки на капище были сделаны случайно — один из археологов заполз в нишу у основания самого большого камня на площадке, чтобы осмотреть её, и ему в спину "вонзился" бронзовый нож. При расчистке там же обнаружились бляхи с изображением грифонов и прочие дорогие подарки духам — около тысячи бронзовых клинков, украшений и наконечников стрел. Во рту божества просверлено отверстие, вероятно, для ритуального "кормления" и курительной трубки. Считается, что таёжный идол был высечен около IV века до нашей эры в позднем бронзовом веке. Эту часть Сибири в то время населяли европеоиды тагарской культуры, близкие к скифам.

И что совсем удивительно, в зависимости от освещения каменная личина показывает разные "эмоции". В первой половине дня идол пребывает в достаточно благодушном настроении, но после обеда его лицо становится все более "недовольным", как бы прогоняя тех людей, которые оказались рядом.

Туер

Туер "Енисей". Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

2. Увидеть Казачинский порог на Енисее и единственный в России туер

Дорога в Мотыгинский район из Красноярска проходит мимо Казачинского порога на Енисее. Долгое время он был серьёзной преградой на пути судов, которые поднимались вверх по течению великой реки. Енисей здесь сужается, течение усиливается, а судам угрожают покрывающие дно крупные камни. В XIX веке пароходы через порог проводили "лямщики" — так называли здесь бурлаков. А в 1903 году на Казачинском пороге появился специальный корабль — туер "Святой Иннокентий". Туером называют особый "цепной" пароход-буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Такое судно закреплено на определённом участке реки. Туер помогает протянуть суда и баржи вверх по течению Енисея через порог.

После революции "Святой Иннокентий" сменил имя и стал "Ангарой", проработав на реке до 1964 года. К этому времени в мире почти не осталось судов такого типа. Но оказалось, что на Енисее без него не обойтись. Поэтому "Ангару" сменил новый туер под названием "Енисей", который вот уже почти 60 лет трудится на Казачинском пороге.  Это судно — единственное в России.

"Енисей" невелик, но он берёт на буксир сцепки из нескольких судов куда большего размера и тащит их через опасный Казачинский порог.


В здешних местах нередки такие находки. Фото предоставлено туроператором

В здешних местах нередки такие находки. Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

3. Узнать о жизни древних кочевых племен в северной части России

Древние кочевники-скифы оставили очень значимый след в истории России. Считается, что эта культура зародилась на юге Сибири, а потом распространилась на запад.  У многих скифы ассоциируются с богатствами их "царей" — на Алтае, в Туве и в Хакасии в их могилах находили очень ценные золотые клады. Как показали исследования, скифы жили не только в южной части России. Учёные нашли следы представителей этой культуры на берегах Ангары в Мотыгинском районе Красноярского края. Одно из их древних поселений находится в месте под названием Толстый Мыс, при слиянии рек Ангары и Тасеевой, прямо напротив капища с идолами. Археологи нашли в этом месте большое количество скифских захоронений, но ни одно из них не было "царским".

Раскопки помогли выяснить, что за примерно три века, на протяжении которых сибирские скифы жили в этих местах, их верования и погребальные обряды претерпели изменения. Сначала они хоронили своих мертвецов в обычных могилах, в которые укладывали необходимые в загробной жизни предметы быта. А через пару веков начали сжигать усопших и все запасы, которые приготовили для их последнего путешествия.

На смену скифам на берега Тасеевой пришли кочевники-кыргызы. И здесь кроется ещё не раскрытая тайна — на Толстом Мысу найдено очень большое количество могильников этого народа. Это позволило учёным заключить, что прижиться в этих местах племя не смогло — случилась какая-то большая беда, возможно, эпидемия. Что стало причиной массовых смертей, до сих пор неизвестно.


 Фото предоставлено туроператором

Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

4. Посетить деревню староверов

В Мотыгинском районе существует несколько обособленных поселений староверов. Одно из них — посёлок Бурный, разделённый на две части. Посёлок, как и большинство староверческих поселений, находится в глухом месте, скрытом от посторонних глаз. Верхний Бурный стоит на левом берегу Тасеевой, а Нижний — на правом. Добраться летом сюда можно только по воде, а зимой ходит судно на воздушной подушке. Люди живут за счёт охоты, сельского хозяйства, заготовки леса, а также природных даров — собирают орехи, грибы и ягоды.

Электричество в посёлок Бурный провели  только в начале XXI века, но жители не страдали от его отсутствия, ведя традиционный образ жизни — своё хозяйство, таёжный промысел, крепкая вера и крепкие семьи. Все кризисы нашего времени проходят мимо — запасы продуктов есть всегда, даже хлеб пекут сами в русской печи. Ограничения есть во время постов, которые староверы полностью соблюдают. Спиртное под запретом, как и табак.

Фото предоставлено туроператором

Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

Тасеевские староверы не сторонятся полностью от современного уклада жизни. Здесь есть обычная школа, где учатся младшеклассники, люди при необходимости посещают врачей, у них есть паспорта. Но при этом жители Бурного держат дистанцию с иноверцами — в дом случайного человека вряд ли пригласят, за один стол с семьёй не посадят. Девушки у староверов Бурного замуж обычно выходят рано, — к 18 годам уже сосватана, свадьбы проходят скромно, по обрядам прадедов и прабабок, что, правда, не мешает регистрировать браки в обычных ЗАГСах. Разводы не приветствуются. Староверы строго следят за родственными связями до восьмого колена, и поэтому когда случается нехватка невест, женихам приходится ездить по другим районам, высматривать невесту в деревнях и селах, причём исключительно староверческих.

Фото предоставлено туроператором

Фото предоставлено туроператором "Сибвэй Тур"

5. Побывать на легендарном мысу Арбан и искупаться в месте слияния Чуны и Бирюсы

Две широкие, полноводные порожистые реки — Бирюса и Чуна, сливаясь, рождают новую могучую реку, называемую Тасеева. Искупаться в месте слияния чистых сибирских рек — мечта каждого туриста. Многие туристы, посещающие эти места, отмечают удивительную красоту прибрежных скал — ступенчатых, причудливых, сложенных яркими породами. Мыс Арбан при слиянии Чуны и Бирюсы поднимается из воды каменными уступами, позволяя со своей высоты увидеть невероятную по красоте долину только что рождённой реки.

Этот мыс, наряду с Тасеевским идолом, был культовым местом древних народов. Жертвы своим духовным покровителям здесь приносили всё те же скифские племена. Не исключено, что благодарили они их за благополучное преодоление опасных порогов выше по течению на Чуне.

У подножья скалистого мыса горели в те времена жертвенные огни, в которых сжигались подношения. Чуть выше находился плоский камень, на котором разделывали жертвенных животных. Во время раскопок выяснилось, что ночью здесь проявляется очень интересная аномалия — в плеске волн человек слышит шум праздничной ярмарки и разговоры людей. Научное объяснение этому есть — звуки рождает перепад уровня воды в реках. Но для древних обитателей этих мест мыс был населён духами, которым здесь поклонялись.

Ознакомиться подробно с программой путешествия и при желании приобрести тур "В гости к Усть-Тасеевскому идолу" можно в разделе "Путешествия с РГО".