Пять сокровищ Костромской глубинки

Пять сокровищ Костромской глубинки Пять сокровищ Костромской глубинки

Костромская область — это всего около 400 км от Москвы. Здесь много покинутых людьми деревень — более 200, когда-то процветавших и славившихся ремёслами. А в наши дни путешественник оказывается в краю лесной глухомани, полей, заросших иван-чаем, неспешных лесных речек и таинственных озёр. Немало старинных храмов и усадеб не выдержало смены времён и эпох. Однако благодаря труднодоступности этих мест и труду энтузиастов чудом сохранились удивительные сокровища деревянного зодчества, лишь относительно недавно "открытые" туристами. Историки, реставраторы и просто неравнодушные люди стремятся сохранить кружевные терема Чухломы, среди которых и Терем Асташово, принимающий гостей круглый год. Туры в Асташово попали в число рекомендованных РГО в проекте "Путешествия с РГО". Здесь мы расскажем о замечательных местах, которые можно посетить, направляясь этим маршрутом.

Древний Галич

Путь к Терему Асташово лежит через Галич — маленький провинциальный городок с интереснейшей древней историей. На холме Балчуг, что высится над берегом Галичского озера, селились таинственные языческие мерянские племена. С ледниковым озером связана древняя мрачная легенда о несметном кладе, что покоится на его дне. Считается, что клад сможет заполучить только тот, кто убьёт своего сына-первенца. Тогда из озера появятся двенадцать кораблей, полные сокровищ. Древний клад, относящийся ко II тысячелетию до нашей эры, действительно нашли в 1836 году при строительстве водяной мельницы в селе Туровском близ Галича. Пусть не золотые, а бронзовые и медные фигурки богов Солнца и Луны, духов людей и животных — это бесценное свидетельство древних обрядов, вероятно, собственность жреца или шамана.

В древних летописях о Галиче упоминают с 1238 года. С начала XIII века это столица самостоятельного Галичского княжества — вотчина князя Константина, родного брата Александра Невского. Галич, присоединённый Иваном Калитой к Московскому княжеству, ещё почти сто лет оставался центром междоусобиц. Последним его независимость отстаивал Дмитрий Юрьевич Шемяка, но в 1450 году проиграл близ города битву войскам московского князя Василия Тёмного. С тех времён сохранилась легенда о золоте князя Шемяки, спрятанном в озере, а следы крепости можно обнаружить на холме Балчуг, где галичане держали оборону от московского войска.

Галич процветал как торговый уездный город в основном за счёт рыбной ловли. Рыбаки жили в Рыбной слободе на берегу, каждый дом имел свой заливной огород с настилами, уходившими прямо в озеро. Славился город и мелкой сушёной рыбкой под названием "вандыш". Почти в каждом дворе находилась печь, в которой сушился вандыш. Сейчас печи не сохранились, их разрушили в 1920–30-е годы.

Поднявшись по лестнице на Шемякину гору, желающий может посмотреть на город с высоты куполов церквей. Центр Галича принадлежал в старину купцам и ремесленникам. И до сих пор он состоит в основном из особняков и церквей вокруг торговых рядов, построенных по проекту архитектора Н.И. Метлина. Торговая площадь — главная достопримечательность города, здесь не только торговали в старые времена, но и устраивали балаганы, гуляния, здесь же казнили людей. Именно здесь закончили свою жизнь соратники Степана Разина.

В Галиче родился историк, художник, переводчик, писатель, издатель, археолог Павел Свиньин, живший на рубеже XVIII – XIX веков. В Галиче сохранился его дом. Считается, что архивом П.П. Свиньина пользовался А.С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка».

В наши дни Галич — тихий городок, где время как бы остановилось, сюда часто приезжают художники и архитекторы, чтобы запечатлеть неизбежно уходящую натуру старой России.

Терем в Погорелове

Погорелово — одна из тех заброшенных деревень в Костромской области на берегу реки Виги, куда в наши дни не так легко добраться. Старая дорога в Погорелово когда-то была выстлана бревенчатым настилом, да вот только он давно сгнил и утонул в грязи. Добраться туда можно только по длинной лесной тропе или по речному пути.

А когда-то здесь жили зажиточные крестьяне. Один из них, Иван Иванович Поляшов, построивший себе здесь дом, ныне известный как "Терем в Погорелове". "Поляш", как называли его соседи, славился как человек с золотыми руками и отменными деловыми способностями, которые позволили ему подняться и разбогатеть, стать одним из крупных землевладельцев Чухломского уезда, построить мельницу на Виге, лесопильный завод в Погорелове. А в 1902 году он построил себе родовое гнездо — Погореловский терем.

Поляшов был сам себе архитектором, поэтому в устройстве терема сочетаются стиль дворянских особняков (их он вдоволь насмотрелся, выполняя ремонтные заказы в Петербурге) с деревенской практичностью и удобством для ведения крестьянского хозяйства.

После революции, в 1918 году, терем Поляшова, как и десятки других усадеб Костромской области, реквизировали, а хозяина переселили в одну из комнат на первом этаже. В доме разместили сельсовет и школьный интернат. Поляшов умер в 1935 году, избежав репрессий, жена и дети разъехались по разным местам.

В 1972 году все обитатели из дома выехали. А к 90-м годам деревня оказалась заброшена. Поляшовский терем, скорее всего, погиб бы, если бы не счастливая случайность: московский художник Анатолий Жигалов, путешествовавший на байдарке по реке Виге, увидел постройку и сумел её выкупить. Так Анатолий Иванович нашёл свой дом, а Терем — хозяина. Туристов, приезжающих из Асташова, он охотно пускает в гости.

Усадьба Нероново

В прошлом Нероново — одна из самых богатых усадеб Костромской губернии, гнездо дворянского рода Черевиных. Это одна из немногих дворянских усадеб, сохранившихся в Солигаличском районе. Черевины владели усадьбой Нероново с 1697 года и вплоть до революции 1917 года.

Нероново знаменито серией удивительных — "наивных" — дворянских портретов XVIII века, хранящихся ныне в музее города Солигалича. Кисть портретиста Григория Островского запечатлела лица кавалеров и дам, живших в усадьбе, — дворян Черевиных и нескольких их соседей, в том числе из рода Лермонтовых, родственников великого русского поэта. Костромские Лермонтовы жили по соседству с Черевиными, тесно общались, то ссорились, то дружили, то вступали в родственные связи. Некогда роскошные барочные залы и укромные закоулки усадьбы Нероново хранят немало старинных семейных тайн.

Чтобы теперь попасть в Нероново, нужно воспользоваться испытанным деревенским средством — трактором. Усадьба Нероново, заброшенная в начале девяностых, сейчас находится в частных руках. Здесь сохранился господский дом, бальный зал с хорами для музыкантов и усадебный храм с высоким пятиярусным иконостасом и полом, вымощенным чугунными плитами. Строго выверенная усадебная планировка воплощала масонские идеи строителя, Дмитрия Петровича Черевина. Известно, что в усадьбе хранилась большая библиотека — около 4 тысяч книг, изданных в XVI – XIX веках. Особенно ценными были Библия на славянском языке, напечатанная Иваном Фёдоровым в Остроге в 1581 году, рукописный список "Солигаличского летописца" XVII века и другие раритеты, переданные теперь в музей в Кострому. Вокруг усадьбы прежде находились пейзажные парки и фруктовые сады, оранжереи, теплицы, скотный двор с манежем, конюшнями, коровниками и птичником. Сохранилось четыре пруда. Туристам показывают остатки огромной деревянной бадьи для квашения капусты — она вросла в землю около одного из усадебных флигелей.

В советское время в главном доме располагался психоневрологический интернат, затем в усадьбе пыталась обосноваться коммуна, членов которой прозвали "белые вороны". Вслед за ними в Неронове появились старообрядцы. Одна старообрядческая семья живёт там до сих пор.

Церковь в Озерках

В трёх километрах от асташовского Терема, на пологой лесистой возвышенности, где некогда стояло село Озерки, стоит остов церкви Ризоположения, окружённый погостом. Когда-то церковь считалась престольным храмом для жителей десятка окрестных деревень, в том числе Асташова: здесь они венчались, крестили детей и отпевали усопших. У церкви и хоронили, сначала в церковной ограде, позднее за ней. Заброшенный храм не утратил полностью своей красоты: сохранилась крыша над алтарём, остались и фрагменты церковной ограды. Борьба за сохранение храма продолжается.

Приходской храм — это всё, что осталось от некогда существовавшего мужского монастыря Великая Пустынь ("Чухломской осады Положения пояса Пресвятой Богородицы Авраамиев Великия пустыни монастырь"). Монастырь у лесного озера основал в середине XIV века преподобный Авраамий Галичский. Спустя четыре века, в 1764 году, монастырь упразднили. Его главный деревянный храм Ризоположения стал приходской церковью для всей округи. В 1813 году ветхую деревянную церковь разобрали, и на её месте "на средства прихожан и при помощи дворянки госпожи Нелидовой" поставили каменную. С колокольни храма оглашали окрестности древние колокола Великой Пустыни. Самым почтенным возрастом отличался трёхпудовый колокол, на котором вычеканили надпись: "лета 7121", что означало, что колокол отлили в 1612 году.

В советские времена церковь Ризоположения разделила участь большинства приходских храмов — её закрыли в 1949 году.

Сейчас ремонт храма ведётся силами волонтёров-энтузиастов, отвоёвывающих его от лесной поросли, а также укрепляющих стены и своды. Неподалёку от бывшего села Озерки находится небольшое озеро Зеркальное, по которому можно бесплатно покататься на пришвартованной лодке и искупаться в прохладной воде прямо с мостков.

 

Лесная тропа "Медвежий угол"

Вокруг Асташова проложена кольцевая пешеходная тропа длиной 8 км. Она начинается и заканчивается в Тереме, проходит рядом с заброшенной церковью Ризоположения, по берегу озера Зеркального, через урочища Починок, Малое и Большое Коровье. Путь лежит по полностью безлюдной местности. Мобильная связь на всем протяжении тропы отсутствует. И всё это для горожанина — уже само по себе экстрим.

Тропа эта проложена так, чтобы идущий по ней пешком (или зимой на лыжах) смог почувствовать тишину, уединённость и особую красоту этих мест, где дикая природа и человеческая история идут рука об руку. Здесь можно собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц, наблюдать следы животных, а если повезёт — увидеть могучего лося: они часто переходят тропу в районе Малого Коровья урочища, Починка и Озерков. На реке Мелше в урочище Большое Коровье есть бобровые плотины, с берега в сумерках можно увидеть бобров. Тропа — отличное место для наблюдения птиц. В лесу и на опушках часты глухари, тетеревы и рябчики. Из хищных птиц обычны различные совы, коршун и ястреб-перепелятник. На озёрах суетятся утиные выводки, весной и осенью останавливаются перелётные гуси. В марте в роще у Ризоположенской церкви можно услышать дятла (желну), в конце апреля наткнуться на токующих тетеревов, в начале лета увидеть летящих над зарастающими полями журавлей. Здесь можно купаться, плавать на лодке, собирать ягоды и грибы, рыбачить.

Почему тропа называется "Медвежий угол"? Знаменитый социолог и философ Александр Зиновьев писал: "Наша Костромская область считалась самой глухой в России. Наш Чухломской район считался самым глухим в области. А наша деревушка считалась самой глухой в районе. Такие деревушки и назывались "медвежьими углами".

Медведя действительно можно встретить в здешних лесах. Южнее асташовского Терема, в брошенных деревнях и по окраине парфеньевского леса, живет 15–20 медведей. Но "лесной хозяин" предпочитает всё же держаться подальше от шумных гостей и не показываться на глаза. Нападения медведя на человека в Костромской области случаются исключительно редко.

Но самое главное на этой тропе — всё же не сама природа, а возможность подышать покоем и тишиной, хотя бы на несколько часов забыть о городской суете, почувствовать память места, духовный след живших здесь когда-то людей, значимость их мыслей и чувств, понятий красоты и гармонии.

Ознакомиться подробно с программой путешествия и при желании приобрести тур "Асташово и окрестности" можно в разделе "Путешествия с РГО".

 

Материалы по теме
Все
Новости
18 июня 2020
Терем Асташово в Костромской области открылся для туристов после карантина
Открытие сезона началось с выставки старинных семейных фотографий
Подробнее