Ради сохранения природы

Как обеспечить населённый пункт причалами для десятков маломерных судов и сохранить при этом естественные контуры берегов, избежав влияния на нерест рыбы? Ответом стала реализация уникального проекта в посёлке Екатериновка, где застройщик отдал предпочтение более дорогой, но при этом экологичной технологии установки плавучих причалов.

В соответствии с концепцией посёлка, у каждого дома планируется построить индивидуальный причал. В период разработки концепции, пять лет назад, планировалось возвести причалы на сваях с заполнением бетоном – этот способ считается самым распространённым. Данный проект был согласован застройщиком ООО «Ритейл» с Московско-Окским бассейновым водным управлением. В связи с тем, что реализация включала в себя проведение земляных работ, способных оказать влияние на местную фауну, компания провела компенсационные мероприятия, а именно – выпустила в Волгу сотни особей за свой счёт. Эти работы проводились под контролем Рыбоохраны. В дальнейшем застройщик отказался от этого плана и придумал другое решение.

В августе на согласование МОБВУ и ФГБУ «Канал имени Москвы» был представлен новый концепт причалов. В соответствии с ним, для возведения этих сооружений предполагается использовать плавучие понтоны.

Изучив тему строительства речных причалов, застройщик решил отказаться от идеи возведения на сваях в пользу более современных решений. Такой способ обойдётся дороже, однако в этом случае можно будет избежать рисков, которые возникнут при свайном строительстве. С каждым годом движение по реке развивается, в связи с чем следует уделять особе внимание вопросам безопасности. Как отметил представитель компании-застройщика Юрий Коробов, не стоит забывать и об ответственности за окружающую среду.

Открытый путь для речных обитателей

Установленные у берегов свайные конструкции каждый год становятся причиной многочисленных ледовых заторов на реках. Результатом может стать подтопление населённых пунктов в весенний период. Понтонные причалы помогают избежать такого варианта развития событий – каждый из них, по сути, это маломерное судно. На зиму они будут убираться в бухту, тем самым исключая проблему ледовых заторов.

Юрий Коробов пояснил, что использование этой технологии поможет решить ещё одну проблему. Установка причалов возможна после нереста рыбы – таким образом, возникает ещё одно ограничение для людей, которые начинают эксплуатировать водную технику, как только сходит лёд.

Об очевидных преимуществах понтонов перед свайным строительством рассказал руководитель отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Тверской области Юрий Смирнов. Сваи приходится устанавливать через каждые 1,5-2 метра, это никак нельзя назвать незначительным воздействием на реку. Любые объекты в воде, особенно на нерестовых участках, создают препятствия для миграции рыбы. Поэтому у свайного строительства минусов гораздо больше. Особенно если учесть, что на зиму понтоны будут убираться на берег.

Кроме того, использование плавучих причалов даёт возможность продлить их туда, где река имеет достаточную глубину для подхода судна. Это исключает необходимость искусственного углубления реки в местах строительства причалов, что также снижает негативное влияние на экологию. Между тем, для установки свайных причалов строители нередко вычерпывают грунт, разрушая тем самым места обитания и кормёжки рыбы.

Легко установить, перевезти и продать

Юрий Коробов раскрыл ещё одну причину, заставившую компанию заняться поисками другого решения по строительству причалов в Екатериновке. Дело в том, что в Иваньковском водохранилище в зимний и летний периоды уровень воды постоянно меняется. Таким образом, в случае падения уровня воды высота свайного причала может находиться на уровне человеческой головы, что сделает небезопасным подъём на него. При использовании плавучих конструкций высота причала будет укладываться в проектные значения в любом случае. Эта ситуация наглядно иллюстрирует принцип: если подходить к решению проблемы с заботой об экологии, то природа сама подскажет выход.

Есть и другой немаловажный аспект. У владельца маломерных судов со временем может возникнуть делание их продать. Убрать свайную конструкцию сложно, продать – еще сложнее. По всей России речные пейзажи портят ржавые свайные причалы, которые не обслуживаются годами. Понтонный же причал можно продать или организовать его перевозку на другой участок.

Сейчас в Иваньковском водохранилище установлено около 300 метров причалов, у которых можно организовать стоянку 100 маломерных судов без ущерба экосистеме. Юрий Коробов пояснил, что монтаж проводят опытные сотрудники завода-изготовителя. Сотрудники производителя проводят и водолазные работы на месте установки понтонов. В связи с тем, что строительство посёлка Екатериновка (Конаковский район Тверской области) подразумевает создание большого количества причалов и эксплуатацию множества маломерных судов, ООО «Ритейл» в сотрудничестве с государственными органами планирует подготовить план безопасного движения по реке, в том числе и для большегрузных судов.

Александра Иванова