Разделить на два

Экоактивисты продолжают пытаться спасти пойму. Но второго Шиеса не случилось.

Эта история началась около полутора лет назад. И для меня, как человека, прожившего 18 лет в Волгограде, имеет очень большое значение. Летом 2021 года, в Волгоградской области приняли решение о строительстве новой трассы. Она должна была связать Волгоград с городом-спутником Волжским. Новая транспортная нитка предполагала разгрузку существующей дорогу через Волгу, которая находится севернее и проходит через Волгоградскую ГЭС. Так, 1,5 миллиона человека смогли бы перемещаться между городами без пробок и значительно быстрее, срезая почти 10 километров пути.

Разговоры о новом маршруте начались давно. Создание трассы решили поделить на три этапа. Первый этап завершился в 2009 году. Тогда построили мост через Волгу, избавив город от паромной переправы. Второй участок стройки сдали в эксплуатацию около двух лет назад, в 2020 году, построив мост через реку Ахтуба возле рабочего посёлка Средняя Ахтуба. До недавней поры проблем не возникало. Они начались, когда был готов проект третьего этапа. Выяснилось, что новые 10 километров четырёхполосной трассы должны пройти в стороне от существующей дороги и для того, чтобы по ней поехали первые автомобили, нужно вырубить около восьми тысяч столетних дубов.

С одной стороны, мы наблюдаем похожие ситуации почти каждый день. Леса давно перестали быть барьером для подрядчиков и часто новый объект возникает там, где недавно был сосновый бор или берёзовая роща. Но вот для понимания, Волгоградская область – это ветры, зной и бескрайние степи. Регион, где даже несколько деревьев – это уже настоящее богатство, не говоря уже о тысячах. Леса покрывают только 5% всей площади области, большая часть которых находиться либо в речных поймах, либо на севере Волгоградской области, вдали от города-миллионника. Вырубка вызвала огромный резонанс среди местной общественности.

Ещё один значимый фактор – это место, где планируют построить трассу. Десять километров асфальта и бетона полностью должны были быть проложены по территории Волго-Ахтубинской поймы, уникального природного объекта, который имеет международный статус и является биосферным резерватом ЮНЕСКО. Создание новой дороги вызовет целый ряд экологических проблем.

Участок автомагистрали по плану должен быть на насыпи из песка и гравия высотой до 3-5 метров. Учитывая, что дорога расположится прямо в центре природного парка, она буквально разорвёт его на две части, полностью разрушив экосистему. К тому же в плане не предусматриваются экодуки, что будет препятствовать миграции животных. Также насыпь нарушит и гидросистему. Вся Волго-Ахтубинская пойма состоит из сотен ериков и протоков, которые обеспечивают поддерживание влажной среды прямо посреди зоны степей и полупустынь. Разрыв этих природных "капилляров" не только понизит уровень влажности, но и может стать причиной уменьшения площади лесного покрова. Кстати, похожее уже случалось при строительстве ГЭС, в 50-е годы прошлого века.

Пострадает не только экология, но и люди. Шумовой фон после открытия участка вырастет в 3-5 раз. Ухудшится и качество воздуха. Стоит упомянуть, что на территории поймы сейчас проживают около 45-50 тысяч человек. Посёлки и хутора расположены плотно. Между населёнными пунктами десятки ферм, плантаций, питомников и виноградников. "Долгожданное" открытие сделает часть сельскохозяйственных земель абсолютно непригодными для возделывания. Под угрозой существования окажется уникальный памятник природы "Озеро лотосов" (в России таких мест всего пять). Со стройплощадкой его разделяют лишь 2,5 километра.

Проект строительства третьего этапа трассы Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба вызвал много споров сразу после публикации не только среди экологов и экоактивистов, но и простых горожан. Губернатору региона Андрею Бочаров была направлена коллективная жалоба с прилагаемым заключением о том, что строительство дороги незаконно и противоречит законам Российской Федерации. В ответ пришёл безликий ответ и заверение, что в качестве компенсации подрядчик высадит 100 тысяч новых деревьев, в том числе и 10 тысяч саженцев дуба. По мнению местных экологов, решение крайне нелогично. Дубы – это коллективные растения и поодиночке не растут. Для того, чтобы дуб не погиб хотя бы через год после посадки, ему необходимо, чтобы рядом были уже взрослые представители вида. Также, учитывая климат региона, необходим постоянный обильный полив и должный уход. А согласно договору подрядчика с властями региона, это в обязанности кампании не входит. Важна и скорость роста дерева. Она небольшая, лишь 0,34 сантиметра в год. То есть для того, чтобы дубу достичь диаметра в стволе в 34 сантиметра, потребуется сто лет.

Сразу после ответа на заявление экоактивистов, администрация Волгоградской области (за подписью губернатора) приняла поправки в устав Волго-Ахтубинской поймы, фактически узаконив вырубку. В ответе на повторное обращение активных граждан, власти посоветовали обратиться в экологический комитет областной думы. Но, как оказалось, по закону региона, комитет имеет совещательную функцию и реальных полномочий у него нет. Поэтому достучаться всё равно бы не получилось.

c4041f8cfdf59cd4b0d378fafb1f893d.jpeg


В дельте Волги цветут лотосы. Фото: Владимир Алексеев, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Не добившись никаких решений, волгоградцы направили письма в Минприроды и природоохранную прокуратору. В ответе – признание вырубки незаконной. Однако деятельности руководства региона была дана положительная оценка. В это же время в пойме происходит возведение технических сооружений для рабочих и подгоняется строительная техника. В ответ на активные действия подрядчика жители поймы и Волгограда вышли на одиночные и массовые пикеты. Их быстро разогнали, а дальше – суды и стотысячные штрафы. На этом местные не остановились и уже через несколько дней живым щитом перегородили дорогу, заблокировав проезд самосвалам и бульдозерам. А на месте дубравы около пятидесяти человек разбили палаточный городок, во главе которого встал депутат Волгоградской областной Думы от "Единой России" вместе со своей семьей (спустя несколько недель парламентарий был лишен партийного мандата и вызван на этическую комиссию). Также, согласно источникам, приближённым к аппарату губернатора, раскол наметился и в администрации региона. Недовольных стройкой оказалось больше, чем тех, кто одобряет. "Часть сотрудников областного комитета природы поддерживает защитников поймы, но делает это тайно, чтобы не потерять свои рабочие места. Они понимают, что мы правы с юридической стороны, но они молчат. Они подписаны на наши паблики в социальных сетях, они получают информацию, и они по-тихому передают её нам" – рассказывает один из экоактивистов.

С каждым днём ситуация в регионе обострялась. Крайней точкой стала отчаянная акция: все несогласные с вырубкой деревьев приковали себя к баррикадам прямо на въезде на стройплощадку, перегородив дорогу технике. Собравшихся разогнала росгвардия. После этого инцидента в Волгограде и Москве прошла череда одиночных пикетов. 

К концу лета 2021 года борьба за жизнь дубов подошла к концу. Буквально за одну ночь рабочие с бензопилами поставили точку в конфликте. Так, по крайней мере, казалось. Меньше, чем через сутки шокированные местные жители и экологи придумали новую акцию. Уже к вечеру, на пнях свежеспиленных деревьев появились портреты чиновников и руководства региона. В срочном порядке стволы подпилили еще, теперь уже под корень.

К осени в дело вмешался Гринпис, направив письмо генеральному прокурору РФ с просьбой взять дело на личный контроль. Положительного ответа от ведомства не последовало. Понимая, что деревья уже не вернуть, а бороться с подрядчиком и заказчиком трассы бессмысленно, противники вырубки прекратили какую-либо деятельность в отношении противодействия строительству магистрали. Спустя несколько недель после ответа из генпрокуратуры, Гринпис внёс Волго-Ахтубинскую пойму на карту угроз национальному наследию, продемонстрировав тем самым, что природный парк в опасности. Весной текущего года строительство трассы Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба было временно приостановлено. 

Так уж вышло, что и дубы оказались вырублены, и трасса так и не построена. Эта история лишь одна из многих. Похожих – десятки. Какие-то придаются огласке и памятники природы удаётся спасти, а с какими-то зелёными богатствами приходится навсегда прощаться…

Автор: Ростислав Жемчужнов, Журфак МГУ

Тэги: