20 января 2017г. в Вятском государственном университете при поддержке Кировского областного отделения Русского географического общества состоялась 44-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии, химии, экологии общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области по теме: Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта в обеспечении качества естественнонаучного и географического образования. В работе конференции приняло участие около 200 учителей, в том числе 78 учителей географии г. Кирова и Кировской области, ученые кафедры географии и МОГ ВятГУ, специалисты по географии института развития образования Кировской области и центра повышения квалификации г. Кирова.
В ходе пленарного заседания особое значение имело обсуждение проблемы подготовки квалифицированных педагогических кадров для современной школы.
С интересом участники конференции слушали выступление доцента кафедры географии и методики обучения географии Русских Галины Анатольевны, делегата второго Всероссийского съезда учителей географии. Тема выступления: «Современная концепция географического образования в России» (по материалам 2-го Всероссийского съезда учителей географии). В своем выступлении Г.А. Русских обратила внимание участников конференции на то, что концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты. В своем выступлении докладчик раскрыл:
- значение географии и географической культуры в России и современном мире;
- проблемы изучения и преподавания географии;
- цель и задачи Концепции; механизмы реализации Концепции.
В заключении Г.А. Русских процитировала текст Концепции о том, что география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, географическим положением и размерами его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также исторически сложившейся и усилившейся в последние десятилетия ресурсной ориентацией экономики. Докладчик предложила на секционном заседании, в форме круглого стола, обсудить пути реализации Концепции в развитии географического образования Кировской области.
Круглым столом по географии руководили: Прокашев Алексей Михайлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры географии и методики обучения географии, руководитель Кировской областной организации РГО и Носова Надежда Валерьевна, зав. кафедрой предметных областей ИРО Кировской области, кандидат педагогических наук. Ученые активизировали деятельность участников конференции и организовали интересную дискуссию по проблемам:
- мотивационного характера обучения географии;
- содержания школьных географических дисциплин;
- современной методики обучения географии.
Наиболее яркие выступления из опыта работы представили следующие учителя: Буркова В.Н., учитель географии КОГОБУ «Просницкий лицей»; Черезова И.А., учитель географии Вятской православной гимназии; Малыгина Ж.М., учитель географии КОГОАУ «Лицей естественных наук» г. Киров; Пантюхина И.В., учитель географии МОАУ Лицей № 21 г. Кирова; Чухломина Н.И., Клестова В.В., МБОУ СОШ № 70 г. Кирова.
Особое внимание учителя географии уделяли вопросу о требованиях к современному уроку. В ходе дискуссии были сформулированы следующие признаки, характеризующие взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения:
1. Ход познания – «от учеников».
2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдение, сравнение и классификация, мыслительная деятельность.
3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся (задания с включением механизма творчества).
4. Коллективный поиск, направляемый учителем.
5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке.
6. Гибкая структура урока (разнообразные формы и методы).
В ходе работы круглого стола выступил Смирнов Дмитрий Витальевич, президент международной Академии туризма и краеведения, доктор педагогических наук (г. Москва). Ученый в своем выступлении раскрыл перспективы взаимодействия основного и дополнительного образования детей.
Прокашев Алексей Михайлович в своем выступлении заострил внимание учителей-географов на значимости формирования современной географической культуры и развития географического образования, без которого будет невозможно успешное решение одной из сложнейших проблем современности – коэволюции общества и природы в бесконечной перспективе. Он подчеркнул, что на этом пути географию ожидает подлинный ренессанс, залогом которого является активное внедрение в науки о Земле дистанционных, математических методов, ГИС-технологий, моделирования и прогнозирования, участия в решении прикладных геоэкологических проблем. Исходя из этого выступающий обратил внимание учителей на важности позиционирования географии в сознании юношей и девушек не только как фундаментальной, теоретической, но и как конструктивной науки, необходимой для решения многогранных задач природопользования, а исходя из этого просил вести более активную работу по привлечению учащихся к сдаче ЕГЭ по географии и к многогранной экспедиционной работе на всех фронтах родиноведения. В заключении А.М. Прокашев отметил успешную командную работу ученых кафедры географии, студентов-географов, учителей и школьников школ г. Кирова и области, в организации и проведении летней экспедиции «Я-географ» в Богородском районе Кировской области, которая была продуктивно реализована благодаря грантовой поддержке РГО. Он предложил учителям географии и школьникам принять дальнейшее участие в экспедиционной поисково-краеведческой работе летом 2017 г. с выездами в ряд других районов Кировской области и за пределы Вятского края.
В завершении работы руководители конференции и учителя географии сделали вывод о том, что Концепция географического образования своевременна. Документ отражает подлинные проблемы, нацеливает географов на устранение существующих недостатков в системе географического образования и просвещения и определяет механизмы реализации Концепции.
Коллектив Кировского областного отделения РГО