head-bg-picture

Регулярно охотятся, плотно питаются, но не встречаются друг с другом: как Павлик и Елена живут в Хинганском заповеднике

Фото предоставлено Центром

Фото предоставлено Центром "Амурский тигр"

Регулярно охотятся, плотно питаются, но не встречаются друг с другом: как Павлик и Елена живут в Хинганском заповеднике Регулярно охотятся, плотно питаются, но не встречаются друг с другом: как Павлик и Елена живут в Хинганском заповеднике

Специалисты продолжают наблюдения за амурскими тиграми Павликом и Еленой, которые в мае 2019 года были возвращены в дикую природу в Амурской области после года воспитания в реабилитационном центре в Приморье. По последним данным, редкие кошки почти три месяца обитают на территории Хинганского заповедника. Молодые хищники показывают отличные успехи в охоте и уже добавили в свое "меню" самую крупную добычу из возможных – лося.

Данные о "дикой" жизни Павлика и Елены специалисты получают благодаря стабильной работе ошейников с GPS-модулем, водруженных на хищников перед выпуском. Сигналы с ошейников рассказывают о местонахождении и перемещениях хищников, а также позволяют учёным узнать, на кого они охотятся и чем питаются.

При поддержке и участии Центра "Амурский тигр" специалисты Хинганского заповедника, Центра "Тигр" и Дирекции по охране и использованию животного мира и ООПТ Приамурья проводят регулярные проверки кластеров. Это определённые посредством анализа данных с ошейников с GPS-модулем скопления "точек" на небольшом расстоянии друг от друга. Анализируя полученные данные, специалисты установили, что оба хищника на протяжении почти трёх месяцев живут в границах Хинганского заповедника, практически не покидая заповедную территорию.

Павлик лишь однажды вышел с охраняемой территории на пару десятков километров, но быстро вернулся и больше не проявлял желания покинуть ООПТ. Елена продержалась дольше: только летнее половодье заставило её в первых числах августа выйти за пределы заповедника. Однако, по словам заместителя директора Хинганского государственного заповедника по научной работе Вячеслава Кастрикина, тигрица тоже не ушла недалеко.

"Оба тигра долгое время держатся на территории заповедника, перемещаются в его границах, но никак не контактируют. Последняя полевая заверка кластеров Павлика показала, что молодой самец успешно охотится. В местах скопления точек GPS, полученных с его ошейника, были обнаружены останки молодого кабана и двух-трёхгодовалого лося, которых он успешно задавил и съел. Лось в таком возрасте – серьёзный соперник, непростая добыча для молодого тигра. Тем не менее Павлик с ним справился, что говорит о его отличных охотничьих навыках. Вокруг достаточно много кабанов, поэтому остаётся только гадать, чем не угодил тигру сохатый", – рассказал Вячеслав Кастрикин.

По словам специалиста, следующим этапом исследований станет заверка кластеров Елены. Судя по сигналам с ошейника, тигрица успешна в охоте, но, чтобы определить точный рацион хищницы, учёным необходимо побывать в местах её трапез.

Уже осенью специалисты планируют расширить наблюдение за реинтродуцированными полосатыми хищниками с помощью фотоловушек. Они установят автоматические камеры в границах участков, которые к тому времени облюбуют тигры для постоянного обитания.

"От Павлика и Елены пока поступают хорошие новости, но мы понимаем, что всё покажет ближайшая зима, суровые условия которой могут или вынудить тигров увеличить площадь своих участков обитания, или вовсе их поменять. Можно констатировать, что тигры не приближаются к местам проживания людей и регулярно питаются. За всё время  самостоятельной жизни пути Павлика и Елены трижды пересекались, но встреч не было: одними тропами тигры ходили в разное время. Половодье на тиграх также не сказалось, по крайней мере, на успешности и количестве их охот. Правда, большая вода затруднила работу группы мониторинга, которой стало сложнее добраться до кластеров, некоторые из которых и вовсе оказывались под водой. Но это решаемые трудности", – комментирует генеральный директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев.

Напомним, что тигра Павлика и его сестру Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. Взрослая тигрица повадилась охотиться за собаками в селе Алексей-Никольское Приморского края. Меры по отпугиванию, принятые специалистами конфликтной группы приморского охотнадзора, результата не принесли, и хищницу отловили в целях её же безопасности. Специалисты обнаружили, что у неё есть тигрята. Малышей, которым в тот момент было около 6–7 месяцев, решили не оставлять одних в тайге, где им грозила гибель. Оба тигрёнка были отловлены и доставлены к матери в Центр реабилитации.

Ряд проведённых специалистами обследований показали, что взрослая тигрица не имеет шансов вернуться в дикую природу, и в марте 2018 года она отправилась в Красноярский зоопарк. А вот тигрят, которые впоследствии получили имена Павлик и Елена, специалисты решили во что бы то ни стало подготовить к возвращению домой в тайгу.

Больше года брат и сестра проходили специальную программу подготовки к самостоятельной жизни в дикой природе. Тигры быстро освоили ключевой навык для выживания – умение охотиться на копытных. Кроме того, они отлично научились избегать встречи с человеком: едва завидев приближающего в рамках теста к вольеру человека, животные моментально скрылись из виду на максимально дальнюю дистанцию. В мае 2019 года Павлика и Елену выпустили из временного вольера в дикую природу.

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Показать еще Загрузка