Реставрация "Борта Тюрикова": РГО продолжает координировать восстановление исторического самолёта

Реставрация "Борта Тюрикова" в Новосибирске. Фото Елены Василенко

Красноярское краевое отделение Русского географического общества продолжает координировать реставрацию исторического самолёта Дуглас С-47 "Борт Тюрикова", эвакуированного в 2016-2017 годах международной экспедицией РГО из таймырской тундры. Восстановительные работы ведут специалисты компании "Геликоптер" в специальном ангаре на территории аэродрома "Мочище".

v8fd6f381dk.jpg


Новосибирские реставраторы. Фото Елены Василенко

Полностью закончена реставрация обоих двигателей и воздушных винтов. Двигатели восстановлены до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты двигателей (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя. Лопасти воздушных винтов выправлены, собраны и окрашены, восстановлены моторамы двигателей.

hl6dr5jwbjo.jpg


Работы идут по плану. Фото Елены Василенко

Сейчас специалисты заняты восстановлением наиболее повреждённой передней части фюзеляжа. Сильно деформированные и порванные листы носовой обшивки сняты и по возможности выправлены, частично они будут заменены новыми, изготовленными по выкройкам оригинальных элементов. Восстановлены носовые обтекатели фюзеляжа.

rooaadvagn0.jpg


Скрупулёзная работа с фюзеляжем. Фото Елены Василенко

Кроме того, удалось восстановить внутренние перегородки, все пробоины фюзеляжа закрыты заплатами. Отреставрированы навески грузовых и пассажирской дверей. Приобретен материал для восстановления внутренней обшивки кабины пилотов.

96pqsezyfms.jpg


Отреставрированные детали устанавливают на место. Фото Елены Василенко

Полностью отремонтирован узел хвостового колеса фюзеляжа, установлен на место киль. Ниши центроплана для размещения шасси восстановлены и покрашены. Отреставрированы стойки, подкосы и детали тормозной системы основного шасси, детали штурвальной колонки, входного трапа, отреставрированы маслобаки. Изготовлены штурвалы.

v8bo_gllsbq.jpg


Штурвал "Дугласа". Фото Елены Василенко

Работы идёт полным ходом, уже разработаны и утверждены схемы окраски деталей фюзеляжа, Окраска больших поверхностей намечена на тёплый период года.  

— Предполагается, что реставрация в Новосибирске при финансовой поддержке компании "РОСНЕФТЬ" займёт 2-3 года. После этого "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. Планируется, что он будет представлен в качестве интерактивного музейного экспоната в будущем "Музее освоения Севера". В течение всего времени мы помогаем в восстановлении "Борта Тюрикова" своим новосибирским коллегам, отмечает председатель Красноярского краевого отделения РГО, руководитель международной экспедиции «Борт Тюрикова. Возвращение» Игорь Спириденко.
 

В 2018 году проект "Борт Тюрикова. Возвращение" стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России». Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко лично вручил Президент Российской Федерации, Председатель Попечительского совета Русского географического общества В.В. Путин.

—  Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" - это масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас С-47", который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по программе ленд-лиза "Алсиб". В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее поселка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли, а оставшиеся люди 3 недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи, говорит руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.