Реставрацию легендарного «Борта Тюрикова» планируется завершить в 2024 году

Процесс реставрации "Борта Тюрикова". Фото: компания "Геликоптер"

Красноярское краевое отделение Русского географического общества продолжает координировать реставрацию исторического самолёта С-47 DL «Дуглас» (СССР Л-1204) «Борт Тюрикова», эвакуированного в 2016-2017 годах экспедицией РГО из таймырской тундры. Восстановительные работы ведут специалисты новосибирской компании «Геликоптер» в специальном ангаре на территории аэродрома «Мочище». 

hl6dr5jwbjo.jpg


Бережно восстанавливается исторический облик самолёта. Фото: компания "Геликоптер"

Работа ведётся в сложных условиях с учётом удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. Но реставрация не останавливается, и мы рассчитываем получить самолёт в конце 2024 . После этого «Борт Тюрикова» вернётся в Красноярск в качестве интерактивного музейного экспоната. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении «Борта Тюрикова» своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании «РОСНЕФТЬ» и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта, — отмечает председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

На данный момент проведён большой объём реставрационных работ.

img_20231226_172203.jpg


Работы планируется завершить до конца 2024 года. Фото: компания "Геликоптер"

Полностью завершена реставрация консольных частей крыльев, целиком покрашены крылья самолёта. Согласована схема нанесения обозначений на фюзеляж и крылья «Дугласа». Решено, что они будут наносится согласно схеме, относящейся ко времени работы самолёта в составе 26-го транспортного авиаотряда   Красноярского управления гражданского воздушного флота СССР (1947 год). Схема составлена на основании исторических фотографий аналогичной техники, относящихся к 1946 -1947 годам, а также следов прежних обозначений, зафиксированных на поверхности самолета. Внутренний объем фюзеляжа окрашен финальным цветом, восстановлены мелкие элементы оборудования и окраски грузовой кабины (пряжки привязных ремней, заглушки оконных отверстий, рукоятки дверей и т.д.). Началась работа по изготовлению окон грузовой кабины. Кроме того, уже началась окраска наружной поверхности фюзеляжа. В носовой части полностью закончен монтаж силового набора, восстановлен пол кабины пилотов, продолжается установка наружных панелей носовой части. Реставраторы продолжают восстановление приборных панелей пилотской кабины, — сообщил руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.

Напомним, ранее была полностью закончена реставрация обоих двигателей и воздушных винтов. Двигатели восстановлены до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты двигателей (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя. Лопасти воздушных винтов выправлены, собраны и окрашены, восстановлены моторамы двигателей.

5.jpg


Приборная панель. Фото: компания "Геликоптер"

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" - это масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016 – 2017 годах из таймырской тундры уникального самолёта «Дуглас С-47», который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по программе ленд-лиза «АлСиб». В 1947 году «Дуглас» совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее поселка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли, а оставшиеся люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.

В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России». Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко лично вручил Президент Российской Федерации, Председатель Попечительского совета Русского географического общества В.В. Путин.