head-bg-picture

Ревизоры едут в Сибирь: как отчёт чиновника стал библиографическим шедевром

Бурятка. Иллюстрация Л. Немировского

Бурятка. Иллюстрация Л. Немировского

Ревизоры едут в Сибирь: как отчёт чиновника стал библиографическим шедевром Ревизоры едут в Сибирь: как отчёт чиновника стал библиографическим шедевром

В издательстве "Паулсен" при участии Русского географического общества вышла книга-альбом "Путешествие по Восточной Сибири И. Булычёва". Её основой послужило другое, очень похожее издание с почти таким же названием. "Путешествие по Восточной Сибири" увидело свет в 1856 году, а написал сочинение чиновник Иван Булычёв, который в середине 40-х годов XIX века исследовал жизнь на землях восточнее Иркутска.

Иван Демьянович три с лишним года находился в составе сенаторской ревизии, отправленной из столицы для оценки состояния дел в огромном, но отдалённом регионе Российской империи. По характеру работы и условиям всё это очень напоминало экспедицию. 20 чиновников под руководством члена сената Ивана Толстого в конце 1842 года выехали из столицы, по пути следования проверили Енисейскую губернию и только в последних числах января 1844 года прибыли в Иркутск. "Ревизоры" посетили Забайкалье, Якутию, побережье Охотского моря и Камчатку.

Так выглядит издание

Так выглядит издание "Путешествия..." образца 2022 года. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Работа завершилась в 1846 году. Выводы ревизии привели к серьёзным кадровым, административным и даже политическим решениям. В частности, одним из последствий стало назначение на должность генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва, позднее получившего к своей фамилии приставку Амурский.

Спустя 10 лет, в 1856 году, Иван Булычёв, действительный член Императорского Русского географического общества, делавший успешную карьеру в Министерстве юстиции, публикует свою книгу о путешествии в Сибирь. Приложением к повествованию стал том с красочными иллюстрациями, изображающими природу, людей и их быт. Имя художника указано не было, но впоследствии стало известно, что это Леопольд Немировский, ссыльный поляк.

Вид на реке Лене близ Киренска. Иллюстрация Л. Немировского

Вид на реке Лене близ Киренска. Иллюстрация Л. Немировского

Поначалу путешествие было вполне комфортным по меркам того времени, но затем Булычёв смог почувствовать Сибирь и Дальний Восток во всей их суровой специфике — с ночёвками под открытым зимним небом, хищниками, готовыми съесть не только "транспорт" — лошадей, оленей и собак, — но и самих путешественников. Притом что между поселениями порой было несколько суток пути, а о скорости движения можно судить по следующей цитате из книги:

"Зимою езда на собаках равно почти затруднительна. При глубоком снеге прокладывает дорогу человек, идущий впереди их на лыжах, по следу которого бегут собаки. Не говоря о медленности такого следования, невозможно вообразить себе всех бедствий путешественника, едущего на одних собаках несколько сот вёрст по непроложенной снежной степи в мороз, часто превосходящий 40°. Как описать мучения его во время вьюги, продолжающейся иногда несколько дней сряду, в снежной, беспредельной, безлесной пустыне?"

Более того, при переходе через Охотское море судно, на котором плыл Булычёв, едва не затонуло во время шторма. Таких драматических приключений в духе Беринга было немало. Но они не являлись самоцелью. Главное — содержательный результат.

Нависшие скалы на реке Лене. Иллюстрация Л. Немировского

Нависшие скалы на реке Лене. Иллюстрация Л. Немировского

Ревизия не просто выясняла, насколько эффективно работает государственный аппарат, выявляла злоупотребления и делала выводы относительно перспектив освоения Сибири. Булычёв, человек внимательный и неравнодушный, подмечает массу интересных фактов и деталей краеведческого и этнографического свойства. Он описывает жизнь коренных народов Севера, города и селения, богатейшую сибирскую природу.

Успеху самой ревизии способствовал живой интерес всех её участников и добрые отношения между ними. К слову, это хоть и были по сути своей царские чиновники, но какого-то особого склада и несколько романтического, видимо, мировоззрения — хорошо образованные и воспитанные люди, молодые патриоты, жаждавшие принести пользу своей стране.

Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Как ни странно, в эту компанию единомышленников органично вписался Леопольд Немировский, участник польского восстания 1830 года, член "Союза польского народа" — экстремистской и даже террористической организации, с точки зрения царских властей. В 1839 году Немировский был приговорён к смертной казни. Но позже её заменили 20-летней каторгой в Сибири, куда поляк буквально пришёл — пешим этапом. Его приписали к Иркутскому солеваренному заводу в Усолье (ныне Усолье-Сибирское).

Спасло Немировского умение рисовать. Он был действительно талантливым художником, делал зарисовки даже на пути в Сибирь. На каторге увлечение стало настоящей отдушиной. Рисунки Немировского увидел управляющий солеварней, освободил поляка от общих работ и сделал кем-то вроде учителя для своих детей. А позже супруга генерал-губернатора Вильгельма Руперта ангажировала художника уже для своих воспитательных целей. Но когда в Иркутск приехала ревизия, Немировский оказался как нельзя кстати: экспедиции требовался рисовальщик, и лучший вариант вряд ли можно было себе представить.

Вид города Иркутска. Иллюстрация Л. Немировского

Вид города Иркутска. Иллюстрация Л. Немировского

Виды поселений, пейзажи, жанровые зарисовки, этнографические сюжеты — рисунки Леопольда Немировского не просто хороши эстетически. Благодаря тщательной прорисовке элементов одежды и предметов быта, фотографической точности городских панорам теперь эти иллюстрации являются таким же документом, как и чрезвычайно насыщенный подробностями текст Ивана Булычёва.

К слову, отчёт о самой ревизии сенатора Толстого не сохранился — в архивах исследователям попадались лишь разрозненные документы. Зато благодаря "Путешествию по Восточной Сибири" мы имеем представление о том, как это происходило.

Интересно, что до нас не дошли и портреты самого Булычёва. Однако на одном из рисунков, как предполагают историки, изображён именно он — это сидящий за столом в павозке (не путать с повозкой) человек, что-то увлечённо записывающий.

Внутренность павозка. Предположительно, сидящий за столом человек - Иван Булычёв. Иллюстрация Л. Немировского

Внутренность павозка. Предположительно, сидящий за столом человек - Иван Булычёв. Иллюстрация Л. Немировского

Нынешнее издание не копирует оригинал. Основой стал именно атлас, составивший вторую часть оригинального издания. Кстати, хранится оно в Научной библиотеке РГО в Санкт-Петербурге. Наиболее яркие фрагменты текста Булычёва и воспоминаний Немировского, "переведённые" на современный русский язык, являются как бы комментариями для 57 литографий, что делает книгу скорее альбомом. Учитывая высокое качество полиграфии и общую издательскую культуру, свойственные всем совместным проектам "Паулсена" и Русского географического общества, "Путешествие…" может стать роскошным подарком.

И ещё важный момент. Новое издание исправляет историческую несправедливость: имя художника теперь печатается наравне с автором основного текста. Историк Екатерина Туманик в предисловии отмечает, что факт умолчания иногда интерпретируют не совсем корректно. Булычёв купил картины у Немировского, при этом никогда не заявлял о своём авторстве. Да и это было бы глупо: чиновнику, сделавшему блестящую карьеру (а на её пике Иван Демьянович имел чин тайного советника и камергера), не имело смысла пятнать себя плагиатом. К тому же стиль Немировского хорошо узнаваем. С другой стороны, цензура не допустила бы в столь заметном издании упоминания политического ссыльного. И мы, возможно, не увидели бы этих прекрасных работ вовсе.

Оригинальное издание

Оригинальное издание "Путешествия..." хранится в Научной библиотеке РГО

А книга действительно стала очень известной, хотя впоследствии не переиздавалась. Она вышла в свет буквально в спину уходящей Большой Сибирской экспедиции, организованной Русским географическим обществом. В целом в российских элитах интерес к теме Сибири и Арктики был в это время необычайно высок.

И характерный факт: Иван Булычёв в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" фигурирует именно как "путешественник по Сибири".

Приобрести книгу можно, например, в магазине Русского географического общества.

Айвар Валеев

 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
16 декабря 2020
Русское географическое общество выпустило книгу о Дальнем Востоке
Издание вошло в серию "Современная Россия: географическое описание нашего Отечества"
Подробнее
19 ноября 2020
"Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна" переиздан в честь юбилея мореплавателя
Подробнее
18 ноября 2020
Вышла в свет книга "Амурский тигр: некоронованный властелин тайги"
Уникальное издание посвящено жизни хищника, а также работе людей по его сохранению
Подробнее
21 октября 2020
Вышел в свет третий том энциклопедии путешествий "Где я должен побывать, чтобы познать Россию!"
Книга посвящена природным и культурным достопримечательностям России
Подробнее
16 сентября 2020
Вышел третий том иллюстрированной монографии "Картины природы степной Евразии"
Третий том завершает серию, основанную на исследованиях многолетней Степной экспедиции
Подробнее
10 июля 2019
Учёные составили первый Медико-географический атлас России
В него вошли данные о природных лечебно-оздоровительных ресурсах нашей страны
Подробнее