РЕЗОЛЮЦИЯ конференции, посвященной 100-летию Василия Ивановича Прокаева

Участники конференции «География и современные проблемы географического образования»
Участники конференции «География и современные проблемы географического образования»

16-20 сентября 2019 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «География и современные проблемы географического образования», посвященная 100-летию со дня рождения почетного члена Русского географического общества, профессора, доктора географических наук Прокаева Василия Ивановича (далее – Конференция).
Организаторами Конференции выступили Свердловское областное отделение Русского географического общества, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт степи Уральского отделения Российской академии наук. 
На конференции было организовано обсуждение актуальных вопросов ландшафтоведения, географии, туризма, географического образования и проблем особо охраняемых природных территорий. Участники конференции – представители различных регионов Российской Федерации обменялись опытом. Направления работы конференции:

  • Современное ландшафтоведение: направления, методы и междисциплинарные исследования. 
  • Ландшафтное и ландшафтно-экологическое картографирование.
  • Региональные закономерности структуры, динамики и функционирования ландшафтов.
  • Проблемы особо охраняемых природных территорий: природное и культурное наследие.  
  • Эволюционная и историческая география: ритмика процессов и явлений. Региональные аспекты фенологического мониторинга. 
  • Краеведение, рекреационная деятельность и туризм.
  • Развитие географического образования. Информационные технологии и инновационные процессы в обучении географии в вузе и в школе.

Основными формами работы Конференции были: пленарные заседания, работа секций, мастер-классов, экскурсий-практикумов.
С приветственным словом и докладами на пленарных заседаниях выступили:
С. А. Минюрова – председатель Свердловского отделения РГО, доктор психологических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО УрГПУ (Екатеринбург).
И.Л. Манжуров – руководитель Уральского территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Екатеринбург).
 А.А. Чибилёв – научный руководитель Оренбургского федерального исследовательского центра УрО РАН, вице-президент Русского географического общества, академик РАН, доктор географических наук, профессор (Оренбург).
А.В. Хорошев – доктор географических наук, профессор кафедры  физической географии и ландшафтоведения, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
А.И. Семячков – доктор геолого-минералогических наук, профессор, руководитель центра геоэкологии и природопользования ФГБУН «Институт экономики УрО РАН», заведующий кафедрой геоэкологии ФГБОУ ВО «УГГУ» (Екатеринбург).
О.В. Янцер – к.г.н.. доцент, декан факультета естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ (Екатеринбург).
Н.В. Скок – к.г.н., доцент кафедры географии, методики географического образования и турзма УрГПУ (Екатеринбург).
О.Ю. Гурьевских – к.г.н., доцент, заведующий кафедрой географии, методики географического образования и туризма,  УрГПУ ( Екатеринбург).
А.В. Шакиров – д.г.н., в.н.с. Института степи УрО РАН (Оренбург).
В ходе работы Конференции модераторами секций выступили:
А.А. Чибилёв – научный руководитель Оренбургского федерального исследовательского центра УрО РАН, вице-президент Русского географического общества, академик РАН, доктор географических наук, профессор (Оренбург).
В.А. Караваев – к.г.н., ФГБУН «Институт географии РАН» (Москва).
А.В. Хорошев – д.г.н., профессор кафедры   физической географии и ландшафтоведения, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
О.В. Янцер – к.г.н.. доцент, декан факультета естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ (Екатеринбург).
О.Ю. Гурьевских – к.г.н., доцент, заведующий кафедрой географии, методики географического образования и туризма,  ФГБОУ ВО УрГПУ ( Екатеринбург).
А.В. Пономарева – Министерство экологии и природных ресурсов Свердловской области, Екатеринбург.
Н.В. Скок – к.г.н, доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма УрГПУ (Екатеринбург).
А.И. Фишелева –  к.п.н., доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма «УрГПУ» (Екатеринбург).
Н.В. Ершова – учитель географии, МБОУ Гимназия 37 (Екатеринбург).
Д.Н. Липухин  – к.г.н., доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма УрГПУ (Екатеринбург).
В работе Конференции приняли участие 122 человека, представляющих 14 субъектов Российской Федерации: Свердловская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермский край, Воронежская область, Челябинская область, Оренбургская область, Иркутская область, Ульяновская область, Томская область, ХМАО, Тюменская область, Саратовская область. Очное участие приняли 53 человека, заочно 69 человек.

По итогам работы Конференции предложено:

По направлению «Современное ландшафтоведение: направления, методы и междисциплинарные исследования» и «Региональные закономерности структуры, динамики и функционирования ландшафтов. Региональные аспекты фенологического мониторинга»:

  1. Участники конференции отметили актуальность внедрения современных подходов и методов исследования структурной и пространственно-временной организации ландшафтов регионов, включая ГИС-технологии. В докладах представлены результаты всестороннего пространственного анализа ландшафтообразующих процессов в регионах.
  2. Было решено рекомендовать российскому отделению Международной ассоциации ландшафтной экологии (IALE-Россия) в сотрудничестве с коллективами Институтов географического профиля РАН и государственных университетов инициировать создание и развитие общедоступной базы полевых данных с точной географической привязкой на Интернет-платформе в целях постепенной унификации методики полевых географических описаний и возможности обмена данными.
  3. Поддержать развитие формализованных методик ландшафтного и ландшафтно-интерпретационного картографирования с использованием геоинформационных технологий как основы для обеспечения сравнимости карт в целях ландшафтной индикации, ОВОС и территориального планирования.  
  4. Рекомендовать в качестве одной из приоритетных задач развития прикладной географии оценку ресурсного потенциала и экологических функций ландшафтов для устойчивого развития регионов Российской Федерации.
  5. Считать одной из приоритетных задач ландшафтоведения считать выявление регионально-специфичных критических площадных пропорций видов угодий, при которых достигается предел экологически безопасного землепользования, а также построение регионально-специфичных моделей взаиморасположения и конфигурации угодий с максимальной адаптацией к ландшафтной структуре территории.
  6. Инициировать в ландшафтных исследованиях выявление узких диапазонов ландшафтных условий, способствующих активизации опасных природных процессов и определяющих биоклиматические индикаторы изменения среды.

По направлению «Проблемы особо охраняемых природных территорий: природное и культурное наследие»:

  1. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и регионов активно внедрять ландшафтный принцип в практику и нормативную базу природоохранной деятельности при оптимизации системы ООПТ: 1.1. Использовать ландшафтный подход (результаты ландшафтного картографирования) при разработке Концепций развития региональных систем ООПТ на ближайший период с целью формирования географически репрезентативной системы, направленной на сохранение ландшафтного и биологического разнообразия. 1.2. Инициировать ландшафтные исследования в рамках природоохранительной комиссии РГО, НИИ и работы кафедр географии ВУЗов с целью выделения новых ООПТ, установления перечня перспективных объектов и установления границ заповедников в пределах территорий, не представленных эталонными охраняемыми участками (восточный макросклон Урала, северо-восток Свердловской области). 1.3. Рекомендовать проводить комплексный мониторинг состояния ООПТ с привлечением современных методов ландшафтных исследований на основе картографирования и анализа динамики природных комплексов на территориях с охраняемым режимом и с традиционным природопользованием.
  2. Участники конференции подчёркивают необходимость разграничения функций разных типов особо охраняемых природных территорий в реализации рекреационной деятельности и экологического туризма. 

  3. Считать неприемлемым расширение практики оказания рекреационных и туристских услуг на территории государственных заповедников. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии реализовывать экологический туризм и рекреацию только в буферных зонах заповедников и на ООПТ, для которых по положению допустимо выполнение рекреационной функции. В условиях развития сферы туризма и рекреации считать необходимым сохранение приоритетной функции заповедников как эталонов природных ландшафтов и природных процессов, необходимых для оценки степени отклонения от нормы состояния аналогичных ландшафтов на территориях хозяйственной деятельности.  Для развития туризма и рекреации приоритетны не  территории заповедников, а их информационные ресурсы. 

  4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также специально уполномоченным органам рекомендовать ужесточить контроль соблюдения охраняемого режима памятников природы, категории, направленной на сохранение уникальных природных объектов, одной из самых уязвимых категорий ООПТ. 

  5. Рекомендовать научному сообществу активизировать деятельность по созданию Атласа ООПТ Урала и Свердловской области.

  6. Участники конференции выражают крайнюю обеспокоенность состоянием водных бассейнов рек Ивдель, Тальтия, Шегультан и Сосьва на севере Свердловской области и просят Центральный аппарат Росприроднадзора оценить их экологическое состояние, а также предпринять меры для прекращения их загрязнения. 

  7. Поддержать инициативы Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ФГБУ «Висимский государственный заповедник» по расширению границ особо охраняемой природной территории федерального значения «Висимский государственный природный биосферный заповедник» с целью увеличения представленности ландшафтного разнообразия, а также сохранения участков, имеющих высокую природоохранную ценность.

По направлению «Краеведение, рекреационная деятельность и туризм»:

  1. Отметить важность развития туризма как отрасли развития социально-экономического потенциала территории регионов Российской Федерации в соответствии с их историко-культурными и природными особенностями.
  2. Рекомендовать педагогическому сообществу развивать образовательный туризм и с этой целью актуализировать рабочие тетради по проекту «Урал для школы» с применением информационных технологий и трансдисциплинарных методик преподавания дисциплин школьного образовательного стандарта 1-11 класс.
  3. Продолжить разработку и проектирование туристских маршрутов для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации рекреационной деятельности и развития Инклюзивного туризма.
  4. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений активизировать исследовательскую форму детско-юношеского туризма под девизом: «Изучаем родной край с РГО».
  5. Участники конференции предложили акцентировать внимание на развитии научных подходов к рекреационной деятельности и туризму на особо охраняемых природных территориях. Практическое внедрение научных подходов, основанных на мониторинге состояния природных компонентов, при увеличении антропогенной нагрузки позволит снизить рекреационную нагрузку и оптимизировать территорию. Специально уполномоченным органам в регионах рекомендовать разработку нормативно-правовых актов по регламентации посещений территорий ООПТ с целью сохранения природных сообществ.

По направлению «Развитие географического образования»:

  1. Продолжить последовательную и системную работу по совершенствованию теории, методики и практики преподавания географии в школе и ВУЗе.
  2. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации активизировать процесс внедрения и реализации Концепции географического образования с целью поднятия статуса географической науки, патриотического и экологического воспитания молодежи.  
  3. Консолидировать деятельность профессионального сообщества, включающего учителей, преподавателей ВУЗов, ученых, путешественников в деле развития географического образования путем обмена опытом, обсуждения достижений современной науки и практики. Координирующая роль в этом процессе отводится кафедрам географии ВУЗов и Комиссиям Русского географического общества.
  4. Рассмотреть вопрос об обеспечении доступа учителей географии к ресурсам библиотек ВУЗов для организации самостоятельной работы и самостоятельного повышения уровня квалификации.
  5. Рекомендовать руководству педагогических ВУЗов при разработке и  реализации географических программ высшего образования сохранять предметную специализацию и рассмотреть вопрос о возможности увеличения часов, выделяемых в рамках образовательной программы на учебную (полевую) практику, обеспечивающую необходимый уровень овладения компетенциями, необходимыми для высшего географического образования.
  6. Участники конференции обозначили конкретную проблему, связанную с неудовлетворенностью содержанием информации, качеством и уровнем повышения квалификации, осуществляемого на базе Института Развития Образования (г. Екатеринбург) и обратились с предложением об организации единой системы методического сопровождения учителей географии в системе повышения квалификации в выстраивании вертикали школа – ВУЗ. Координирующую функцию осуществлять через кафедру географии, методики географического образования и туризма и администрацию факультета естествознания УрГПУ.  
  7. Инициировать проведение курсов повышения квалификации, включающих освещение современных достижений географической науки, содержание вопросов школьной географии и методики их преподавания для педагогов Уральского региона.

Участники Конференции отметили высокую значимость обсуждения узловых вопросов современной географии и географического образования для выработки стратегических направлений развития науки и практики и формирования профессионального сообщества географов. Координирующая роль в этом процессе принадлежит ведущим научным школам, сформированным на базе научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Отмечен высокий научный вклад Василия Ивановича Прокаева в развитии теории и методики физико-географического районирования и ландшафтного картографирования. Научная школа ландшафтоведения на Среднем Урале и в Свердловской области основана В. И. Прокаевым, более 60 лет базируется на кафедре географии ныне Уральского государственного педагогического университета и продолжает развивать традиции в современных ландшафтных исследованиях структуры и динамики природных комплексов. 
Участники конференции отметили значимость координирующей роли Русского географического общества в развитии научных исследований, природоохранной и эколого-просветительской деятельности. Было принято решение поддержать инициативу Председателя Свердловского областного отделения РГО ректора Уральского государственного педагогического университета Минюровой С.А. создания на базе исторического здания УрГПУ по адресу: г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д.9 штаб-квартиры РГО для координации и системной работы членов РГО Уральского региона.
Участники конференции отметили высокий уровень организации протокольных мероприятий, проведенных в рамках Конференции, и поблагодарили Организационный Комитет и участников Конференции за вклад в развитие географической науки.