Резолюция Международного степного форума РГО

                                                     (г. Оренбург, 27–31 мая 2015 года)

27–31 мая 2015 года в г. Оренбурге состоялся Международный степной форум Русского географического общества, организованный Институтом степи УрО РАН, проходивший при содействии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Проекта ПРООН/МПР/ГЭФ "Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России". Форум был посвящен решению актуальных проблем в сфере степного природопользования, изучения и сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степных ландшафтов Евразии, где наиболее остро стоит проблема организации степных заповедников и других категорий степных ООПТ.

В работе Международного степного форума приняли участие около 300 ученых из 9 стран (Дании, Германии, Австрии, Венгрии, Сербии, Украины, Казахстана, Азербайджана, России), а также из 24 регионов России. Материалы на форум поступили из 12 стран и 42 регионов России. К началу форума был издан сборник материалов, содержащий результаты разноплановых исследований современных проблем степеведения. Было заслушано 83 доклада, в том числе 15 – на пленарных заседаниях. Проведены заседания на 4 тематических секциях и двух круглых столах.

Представленные доклады отразили результаты исследований по следующим основным направлениям:

– эколого-географические исследования степей и смежных территорий: эволюция, структура и антропогенная трансформация ландшафтов;

– стратегия степного природопользования и проблемы экологической реабилитации степных ландшафтов;

– биологическое и почвенное разнообразие степных регионов;

– социально-экономический и природно-ресурсный потенциал степных регионов, экономико-географические аспекты степного природопользования;

– актуальные вопросы исторического степеведения, природное и историко-культурное наследие степей;

– эколого-гидрологические аспекты природопользования в степной зоне.

В основных пленарных докладах было отмечено, что наряду со степной ландшафтной зоной и зоной степной растительности (а это не одно и то же) существует Степная Евразия, географические границы которой значительно шире, чем степи в понимании ландшафтоведов и геоботаников. Стихийное формирование сети ООПТ в разных странах и регионах не обеспечивает равномерную, репрезентативную и непрерывную охрану ландшафтного и биологического разнообразия Степной Евразии.

Под Степной Евразией предложено понимать трансконтинентальное историко-географическое пространство – мегарегион, охватывающий не только степную ландшафтную зону Европы и Азии, но и примыкающие к ней с севера и юга лесостепную и полупустынную (пустынно-степную) зоны. Целесообразность объединения этих существенно отличающихся природных образований в единый объект исследований связана с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, северная и южная границы из-за разных подходов к районированию остаются спорными.

Во-вторых, хозяйственная деятельность человека на различных этапах освоения этого региона, особенно в периоды интенсивного развития скотоводства или масштабной распашки, привела к размыванию природных границ типов естественной растительности, антропогенной трансформации зональных типов почв, изменению лесистости и т.д.

В-третьих, рассматриваемое географическое пространство в историческом времени осваивалось как единое целое, служило огромным широким коридором, в пределах которого происходили волнообразные переселения народов, формировались трансконтинентальные и секторальные Степные империи. Не случайно историки и археологи называют этот срединный мегарегион Евразии Великой Степью, Степным Поясом, который в географическом плане намного шире, чем собственно степная ландшафтная зона, и охватывает при этом преимущественно открытые безлесные равнинные, холмистые, плоскогорные и низкогорно-мелкосопочные ландшафты. Историко-археологический ареал Степной Евразии хорошо прослеживается при анализе распространения кочевнических культур, начиная с бронзового века до позднего средневековья. В любом случае, для человека последних трех-четырех тысячелетий это пространство было удобно для массовых переселений, развития кочевнической культуры, масштабных военных походов.

В-четвертых, для Степной Евразии характерно землепользование, включающее в качестве основных видов земледелие и пастбищное животноводство. С севера на юг в связи с изменением природных условий, сокращается значение земледелия и возрастает занятие пастбищным животноводством. Попытки внедрения агротехнологий, разработанных применительно к степным условиям, внедрялись к северу и к югу от типичной степи, не дают успеха и приводят к деградации природных компдексов. Это касается и культуры возделывания сельхозкультур, лесных и водных мелиораций, что привело к нивелированию зональных различий агросферы и преобладанию элементов специфического степного землепользования.

Северные и южные границы степного типа ландшафта определяют, в первую очередь, климатические факторы, конкретно, – показатели водно-теплового режима (коэффициент увлажнения Высоцкого-Иванова или гидротермический коэффициент). Эти показатели классически проявляют себя на равнинах. При этом любая возвышенность или низкогорье в пределах широтного пояса степей (Донецкий кряж, Приволжская возвышенность, Казахский мелкосопочник и др.) приводят к формированию лесостепных островов и полуостровов, которые вдаются далеко на юг в пределы степной зоны. И, напротив, низменные равнины Приаралья, Прикаспия, Причерноморья, сложенные морскими аккумулятивными отложениями, способствуют продвижению на север пустынно-степных ландшафтов. На эти природные различия, обусловленные высотно-геоморфологическими и литологическими факторами, накладывается общее нарастание континентальности климата с запада на восток. Благодаря сочетанию этих условий формируется удивительно разнообразный облик ландшафтов Степной Евразии, которая, наряду с классическими плакорными степями, вмещает в себя островные степные боры и степные дубравы, березово-осиновые колки, байрачные леса, степные озера и соры, степные и облесенные холмогорья и низкогорья, пустынно-степные каменистые плоскогорья и, наконец, поймы больших и средних рек с интрозональными лесами и лугами.

Все это разнообразие ландшафтов Степной Евразии динамично развивается в условиях циклических изменений климата и неустойчивого во времени и пространстве антропогенного воздействия.

В разных странах и регионах Степной Евразии уже более 100 лет предпринимаются разноплановые и разномасштабные попытки создать региональную сеть ООПТ. Ранее нами был высказан тезис о необходимости создания непрерывной репрезентативной сети ООПТ.

Участники форума отмечают, что, несмотря на то, что Степная Евразия представляет собой наиболее освоенный в хозяйственном отношении мегарегион материка, существуют предпосылки для создания международного трансконтинентального коридора непрерывной охраны природного биоразнообразия, а также его восстановления в процессе традиционного пастбищного природопользования, опираясь на ценный опыт создания ООПТ в разных странах и отдельных регионах этих стран.

В рамках работы пленарных, секционных заседаний и в процессе дискуссий на круглых столах участники форума выработали следующие предложения и рекомендации в сфере степного природопользования, изучения и сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степей:

Правительству Российской Федерации:

– разработать и принять международный "Договор стратегического партнерства по изучению, освоению и устойчивому развитию степей Северной Евразии" (Российская Федерация, Китай, Казахстан, Украина, Венгрия и др.);

– признать на федеральном уровне степную зону Северной Евразии территорией стратегических приоритетов (по аналогии (модели) "Арктического проекта" РФ), как обеспечивающую продовольственную безопасность России;

– разработать антикризисный национальный проект (в рамках Федеральных целевых программ России) "Степи России: урожайность, снижение экологических рисков, инвариантность землепользования". При разработке проекта задействовать основные научные центры российского степеведения от юга европейской части России до Забайкалья.

Министерству природных ресурсов и экологии РФ:

– активизировать работы по проектированию и организации Воронежского кластерного степного заповедника на площади 10 тыс. га;

– рассмотреть вопрос об организации межрегионального национального парка "Гусельско-Тетеревятский кряж" (Волгоградская и Саратовская области);

– рассмотреть вопрос о придании Донскому природному парку (Волгоградская область) статус федеральной ООПТ – кластерный степной заповедник;

– передать все заповедники Крымского полуострова, в первую очередь степные, в управление системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

– обратить внимание на необходимость реализации второго этапа формирования Панъевропейской экологической сети (2012-2020);

– при дальнейшем проектировании федеральной сети ООПТ обратить внимание на сохранение межгорных степей Северного Кавказа, Саян, Алтая;

– обратить внимание на исторически сложившуюся функцию заповедников России в качестве природных эталонов и исследовательских организаций, а не рекреационно-туристических учреждений. В заповедниках развивать туризм только в охранных зонах.

Министерству сельского хозяйства РФ:

– при проведении аграрной политики осуществить переход от стратегии "быстрых выгод" к стратегии устойчивости агроландшафтов и сохранения плодородия почв;

– считать реальной задачей удвоение фактической урожайности зерновых в степных регионах к 2025 году, используя при этом лучший (элитный) фонд почвенных ресурсов;

– в рамках диверсификации аграрного землепользования и в целях импортозамещения содействовать развитию пастбищного степного животноводства;

– при субсидировании зернового хозяйства требовать замещения черного пара севооборотом, включающим зеленый пар;

– способствовать внедрению технологий точного земледелия и современных методов защиты и минеральной подкормки растений;

– разработать механизм практического внедрения передовых технологий, разработанных в научных организациях.

Министерству образования и науки РФ:

– включить в образовательную программу высших и средних учебных заведений, расположенных в степной зоне, курсы степеведения.

Российской академии наук и институтам, подведомственным ФАНО России:

– для достижения устойчивого развития степных регионов России содействовать развитию научно-практического сотрудничества с ведущими степеведческими центрами Российской Федерации, Китая, Казахстана, Монголии, Австрии, Германии, Венгрии, Молдавии, Украины и других стран;

– расширить поисковые исследования по инвентаризации целинных и вторичных степей, в т.ч. предгорных и горных, с выделением степных территорий особой ценности (СТОЦ);

– провести инвентаризационные исследования на предмет репрезентативности системы ООПТ в природных зонах России;

– на базе основных научных центров степеведения Северной Евразии организовать сеть дистанционного мониторинга степных экосистем, в т.ч. в системе ООПТ, с целью контроля за состоянием экосистем в условиях изменения глобального климата при отсутствии прямых антропогенных нагрузок;

– разработать единые междисциплинарные критерии и подходы к таким понятиям в степеведении, как модельный вид, индикаторный вид, фоновый вид;

– при изучении и паспортизации объектов историко-культурного наследия степей сочетать археологические методы с методами первичного географического обследования;

– обратить внимание на перспективность изучения погребённых почв, в т.ч. под курганами;

– при обосновании охраны и восстановления участков степей сочетать наземные и дистанционные средства сбора данных. Активнее использовать 3D-сканирование объектов природного и историко-культурного наследия;

– разработать механизмы апробации и внедрения наиболее перспективных научных разработок в практику в интересах сохранения и восстановления степей и развития отечественной экономики;

– инициировать и профинансировать научные исследования по формированию единой базы данных по степному биому России.

Региональным и местным органам власти:

– Правительству Республики Башкортостан рассмотреть вопрос о создании ООПТ "Шиханы Тратау и Юрактау" для сохранения и восстановления особо ценных степных растительных сообществ;

– министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области разработать региональную целевую программу приоритетного развития пастбищного животноводства в южных и юго-восточных административных районах области;

– Главе МО Соль-Илецкий район Оренбургской области оказать содействие в развитии индивидуального предпринимательства в степном коневодстве, агро- и экотуризме;

– Главам МО Ясненский, Домбаровский, Светлинский район Оренбургской области содействовать развитию импортозамещающего пастбищного степного животноводства;

– органам исполнительной и законодательной власти Оренбургской области рассмотреть вопрос о создании в Бугурусланском районе областной природный парк "Аксаковская лесостепь".

Рекомендации Круглого Стола "Проблемы заповедного дела в России и степных регионах Евразии":

На заседании круглого стола "Проблемы заповедного дела в России и степных регионах Евразии", с участием членов Правительства Оренбургской области и депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области был рассмотрен вопрос о судьбе эталонных лесов национального парка "Бузулукский бор". Участники форума приняли решение просить Министерство природных ресурсов и экологии РФ (С.Е.Донской) в связи с проведенным конкурсом на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья Могутовского, Воронцовского и Гремячинского месторождений решить следующие первоочередные вопросы:

– реализовать Программу по ликвидации наиболее опасных скважин и другой инфраструктуры бывших промыслов с возвращением занимаемых ими земель в состав национального парка;

– пересмотреть функциональное зонирование национального парка "Бузулукский бор" в соответствии с проектом его обоснования 2006 года, прошедшем государственную экологическую экспертизу;

– не допускать никаких хозяйственных работ, связанных с ликвидацией скважин, разведкой и добычей углеводородов в пределах заповедных, особо охраняемых и рекреационных зон национального парка "Бузулукский бор".

Для сохранения степных экосистем на склонах речных долин, улучшения их водоохранных и противоэрозионных свойств предложено обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой заменить в Водном Кодексе Российской Федерации фиксированные величины ширины водоохранных зон и прибрежных полос на минимальные. На круглом столе поддержано предложение включить в Европейскую Изумрудную сеть природоохранных территорий сохранившиеся участки целинных и вторичных степей европейской части территории Республики Казахстан.

Рекомендации Круглого Стола "Проблемы опустынивания в степных регионах":

– поддержать создание единого координационного и информационного центра по проблемам деградации земель, опустынивания и устойчивого землепользования;

– сформировать систему национальных экспертов по приоритетным направлениям борьбы с опустыниванием/деградацией земель;

– разработать и предложить систему/регламенты научного обоснования решений по вопросам использования земель в уязвимых регионах;

– разработать и принять единую терминологию в области исследования "земель" и их "деградации", базирующуюся на международных рекомендациях, и учитывающую национальные традиции и специфику;

– считать, что для условий России понятие "опустынивание" является менее актуальным, чем природная и антропогенная "деградация земель", проявляющаяся в разных формах, включая не только деградацию почв, но и катастрофические явления и процессы: степные пожары, засухи, пыльные бури и пр.;

– разработать систему индикаторов "деградации земель", приемлемую для России и ее отдельных регионов, интегрированную в международную систему данных и мониторинга, при этом наиболее актуальными направлениями научных исследований следует считать:

– изучение современной динамики экосистем и их биопотенциала;

– долгосрочное и краткосрочное моделирование состояния природной среды и климата;

– рациональное природопользование при антропогенных трансформациях ландшафтов;

– внедрение подходов и методов ландшафтного управление и геоинформационных систем;

– социально-экономические процессы в уязвимых регионах и местностях.

В целях подготовки и осуществления национальной стратегии по борьбе с деградацией земель (варианты национальная Программа достижения нейтральной деградации земель):

– организовать на базе Общественной палаты РФ диалог заинтересованных государственных органов, представителей бизнеса, общественных структур;

– разработать программы достижения "нейтральной деградации земель и  мероприятий по адаптации к изменениям природной среды и климата для 2-3 (и более) заинтересованных модельных регионов с перспективой адаптации для других субъектов федерации, с этой целью обратить особое внимание на следующие задачи и обстоятельства:

– целесообразность внедрения новейших и поддержания эффективных традиционных технологий устойчивого землепользования;

– необходимость сбалансированной экологической и социально-экономической оптимизации землепользования на зональном, региональном и местном уровнях;

– важность совершенствования системы налогового регулирования и дотаций, стимулирующих технологии и подходы устойчивого и адаптивного землепользования;

– важность создания региональных и местных экологических каркасов, включающих систему ООПТ как моделей устойчивого землепользования и сохранения биологического разнообразия;

– необходимость разработки и распространения моделей устойчивого использования агроэкосистем, включая севообороты, органическое земледелие, полевые лесонасаждения и др.;

– совершенствование правоприменительной практики в отношении нарушений землепользования и экономической оценки ущерба;

– совершенствование системы кадастровой оценки земель, включающей качественные параметры состояния почв, растительности и других компонентов экосистем;

– снижение загрязнения земель и безопасная утилизация отходов.

Инициировать разработку учебных курсов и модулей по вопросам борьбы с опустыниванием/деградацией земель и сбалансированного землепользования, и их внедрение в систему национального образования и просвещения в высшей, средней и начальной школах, а также в дошкольном воспитании.

Форум обращается к Русскому географическому обществу с предложениями:

– поддержать проведение Международных степных форумов Русского географического общества на постоянной основе один раз в три года на базе Института степи УрО РАН;

– рекомендовать проведение ежегодных школ-семинаров молодых ученых-степеведов.

Участники форума выражают благодарность руководству Русского географического общества, Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций, Правительству Оренбургской области, Оренбургскому государственному университету, администрации городов Оренбург и Соль-Илецк за содействие в проведении Международного степного форума РГО, VII Международного симпозиума "Степи Северной Евразии" и регионального экологического праздника "День степи".

Резолюция обсуждена и принята на заключительном пленарном заседании Международного степного форума Русского географического общества

29.05.2015 г., г. Оренбург