Римский историк Трог: «Огонь и вода – первооснова природы»

Римский историк Помпей Трог (около 20 года до н.э. – первая половина I века н.э.) родился в Галлии в аристократической семье. Около 9 года н.э. Трог закончил свое произведение под названием «История Филиппа». Из всего трактата сохранились лишь «Прологи», то есть краткое содержание отдельных книг, а также «Сокращение» (эпитома). «История Филиппа» – яркий образец антимакедонской и антиримской историографии, изображающей скифов в подчеркнуто идеализированном виде (извл. 1, 2). Излагая факты скифской истории, известные из Геродота и других источников, Помпей Трог дополняет их некоторыми новыми данными и многочисленными географо-этнографическими экскурсами.

Любопытно то обстоятельство, что вопрос о происхождении какого-либо народа Помпей Трог напрямую связывает с характером климатических условий и природными особенностями соответствующей местности. Рассказывая о «споре» между скифами и египтянами о своей древности, автор полагает: обитатели холодных северных стран древнее жителей более теплого пояса (извл. 1). Если в первооснове природы был огонь, то потух он на севере раньше, поскольку земля здесь остыла и вверглась в пучину холода гораздо сильнее, чем на юге. Значит люди, растения и животные в этих краях начали приспосабливаться к местным условиям (и «закаляться духом») тоже намного раньше, по сравнению с пока еще более теплыми районами. Не правда ли – своеобразная теория мироздания с элементами эволюции природы!

02_beloreckiy_rayon.jpg


Холодные Рифейские горы – северный возвышенный край Земли у античных авторов (Белорецкий район РБ). Фото В.П. Путенихина

Если же первоосновой природы считать воду, то северные страны у Рифейских гор, как более высокоподнятые (по господствующим представлениям того времени), также освободились от воды раньше южных и, следовательно, заселились людьми и прочими живыми существами в более древнее время!

01_zianchurinskiy_rayon.jpg


Узоры природы – порождение «огня и воды» (Зианчуринский район РБ). Фото В.П. Путенихина

В другом параграфе сочинения Трога (извл. 2), кроме подробного описания добропорядочности, неприхотливости, чистоты нравов и презрения к богатству, характерных (якобы, безо всяких оговорок) для северных кочевников, имеются и мелкие этногеографические детали, хотя большинство из них уже фигурировало у предыдущих авторов. Любопытно, что наряду с идеализацией прослеживается и определенное упрощение (примитивизация) образа жизни и хозяйствования кочевников.

Остается добавить, что Помпей Трог был также автором нескольких несохранившихся естественнонаучных работ о растениях и животных.

Извлечения

Эпитома сочинения Помпея Трога «Филипповские истории» – в сокращении римского историка III века Марка Юниана Юстина

Извл. 1 (II, 1: 1, 5, 10-12, 15, 17-19, 21). «Рассказ о совершенных скифами [северными народами Восточной Европы и Азии] подвигах, достаточно великих и славных, следует начинать с происхождения скифского народа. … Племя скифов всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго происходил спор о древности происхождения. … Напротив, скифы полагали, что умеренный климат [Египта] вовсе не есть доказательство древности. “Природа, – [утверждали они], – когда распределяла впервые между странами в разной мере жару и холод, произвела в то же время на свет и живые существа, приспособленные к перенесению местных условий; породы деревьев и плодов также не одинаковы и сообразованы с условиями разных поясов. … Ибо если огонь был первым состоянием всех вещей и, постепенно потухая, уступал место земле, то никакая иная часть не могла под влиянием холода раньше отделиться от огня, чем север. Ведь и теперь никакая другая часть земли не испытывает более жестоких холодов. … Если же все земли некогда были глубоко погружены в воду, то, конечно, когда воды стали убывать, раньше всего вышли наружу наиболее возвышенные части, а на низменных местах вода задерживалась гораздо дольше. Чем раньше та или иная местность просыхала, тем раньше начинала она производить живые существа. Скифия же расположена настолько выше других стран, что все реки, которые там берут начало, впадают в Мэотиду [Азовское море]…» (Юстин, Диодор, 2005, с. 25-26, пер. А.А. Деконского и М.И. Рижского).

Извл. 2 (II, 2: 1-6, 8-10). «Скифия простирается в восточном направлении и ограничена с одной стороны Понтом [Черным морем], с другой – Рифейскими горами, а сзади – Азией… И в длину, и в ширину она занимает большое пространство. Земля у них не размежевана, так как полей они не возделывают, ни домов, ни каких-нибудь других строений, ни постоянных жилищ у них нет. Они пасут стада мелкого и крупного скота, постоянно кочуя по невозделанным степям. Своих жен и детей они возят за собой в повозках, покрытых шкурами для защиты от дождей и холодов. Эти повозки и служат им жилищем. Справедливость прирождена им, а не предписана законами. Нет, по их понятиям, преступления более тяжкого, чем воровство. Так как они содержат скот и стада не в хлевах и не в загонах, а на воле, то что осталось бы у них, если бы воровство считалось дозволенным? … Питаются они молоком и медом. Употребление шерсти и тканых одежд им неизвестно, хотя они и страдают от постоянных холодов; шкурами зверей они, однако, пользуются. Эта неприхотливость и порождает чистоту их нравов…» (Юстин, Диодор, 2005, с. 27-28, пер. А.А. Деконского и М.И. Рижского).

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Трог – с. 148-149).