Римский писатель Валерий Мáксим: «Природа облагораживает человека!»

О Валерии Мáксиме (первая половина I века н.э.) в биографическом плане известно только то, что он происходил из древнего римского рода и получил хорошее риторическое образование. В произведении «Достопамятные деяния и изречения» он собрал около 1000 занимательных историй и анекдотов нравоучительного характера из жизни знаменитых людей прошлого, после чего стал необыкновенно популярен в Римской империи. Его труд был издан около 30 года н.э. и дошел до нашего времени полностью. Каждая книга разбита на главы, представляющие собой своеобразную иллюстрацию к какой-либо теме, например, религии, военному делу, чудесам, природному характеру человека. Вслед за примерами из римской жизни, Мáксим приводит так называемые «внешние примеры» в виде рассказов из жизни чужеземных народов.

02_ohrana_prirody.jpg


Природа – прародительница всего сущего. Почтовый блок СССР, 1974 г.

В книге пятой, в разделе, озаглавленном «О благочестии по отношению к родителям, братьям и отечеству», Мáксим в качестве внешнего примера по этой теме пересказывает уже известные нам по многим античным авторам добродетели кочевых народов. Но здесь он развивает и некоторые новые мотивы из жизни и обычаев кочевников: о безраздельном почитании ими предков и о святости природы – основы благочестия!

Звучащие нередко и сегодня лозунги, такие как «природа – прародительница всего сущего», «назад к природе», «любовь к отеческим гробам» (то есть любовь к своей малой родине и своим предкам), таким образом, с наивысшей выразительностью были сформулированы еще 2000 лет тому назад – Валерием Мáксимом.

Извлечения

«Достопамятные деяния и изречения»

Извл. 1 (IV, 4: 5, 6). «Я охотно свидетельствую здесь о благочестии скифов. Когда [персидский царь] Дарий со всеми силами своего царства вторгся в их пределы, они, постепенно отступая, дошли уже до самых безлюдных мест [степного Волго-Донья]. Наконец он спросил их через послов, когда же они закончат бегство и начнут сражаться. Они ответили, что у них нет ни городов, ни возделанных полей, за которые стоило бы бороться, но когда дойдет он до гробниц их отцов, то узнает, как скифы имеют обыкновение биться. Одним этим столь благочестивым ответом свирепое варварское племя сняло с себя всякое обвинение в дикости. Таким образом, первая и лучшая наставница благочестия – природа, которая, не нуждаясь ни в помощи голоса, ни в применении грамоты, собственными молчаливыми силами наполняет сердца детей любовью к родителям [отчему дому, отечеству]. … / Кто мог научить так ответить Дарию народ, кочующий на повозках, скрывающийся в лесных чащобах и кормящийся, подобно зверям, мясом растерзанного скота?» (Максим, 2007, с. 231-232, пер. С.Ю. Трохачева).

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Мáксим – с. 150).

Заглавное фото: Валерий Путенихин. Древний многоликий Урал – прародина и «отчий дом» для многих народов (Белорецкий район РБ).