«Ритмы природы» в пространстве Русского географического общества

С 9 по 20 ноября 2012 в Штаб-квартире Русского географического общества прошла выставка графики известного сибирского художника Геннадия Райшева «Ритмы времени».

Выставка в Русском географическом обществе - своего рода эстафета. Организаторы приняли ее от Мариинского театра, где в течение месяца графикой Геннадия Райшева наслаждались посетители Концертного зала Театра.

Райшев - художник, в каждой работе которого запечатлен образ далекой северной земли, ее природа и история. В экспозиции, разместившейся в Малом зале Русского географического общества, была представлена лишь небольшая часть из более чем 20-тысячной коллекции живописи и графики Райшева.

Геннадия Степановича Райшева с Петербургом связывает очень многое. Здесь он учился в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена (ныне РГПУ), посещал натурные классы в Академии художеств и музеи, знакомился с мировым художественным наследием. В30-е годы прошлого века именно в Ленинграде при Институте народов Севера состоялись первые выставки студентов-северян, таких как Константин Панков, чье искусство относят к так называемому «северному изобразительному стилю». И тем символичнее то, что через полвека Петербург, город, в котором формировалось дарование молодого художника, встретился со зрелым мастером и мыслителем Геннадием Райшевым.

На открытии выставки художник обратился с видеоприветствием, которое было записано специально к этому случаю тележурналистами ОТРК «Югра» (г.Ханты-Мансийск). С рассказом о творческом пути Геннадия Райшева, своеобразии его изобразительной манеры выступил художественный критик, арт-директор Нового музея Владимир Назанский (Санкт-Петербург). По мнению В.Назанского, Райшев не просто яркий и самобытный художник, опирающийся в своем искусстве на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири, но и философ, размышляющий о психологической, социальной природе творчества. Полномочным представителем художника на выставке стала сотрудник Галереи-мастерской Г.С.Райшева Наталья Федорова (Ханты-Мансийск). Искусствовед обратила внимание на то, сколь органично соотносится пространство зала Русского географического общества с пространством художественного мира мастера.

За короткий срок работы экспозицию посетили порядка 300 человек, среди которых председатель правления и генеральный секретарь Фонда "Живая Балтика" Илкка Херлин и Маттиас Бергман (Финляндия), участники расширенных заседаний Полярной и Этнографической комиссий Санкт-Петербургского городского отделения, воспитанники эколого-биологического центра "Крестовский остров" Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, петербуржцы и жители других регионов нашей страны.

Татьяна Николаева, Илья Данилов (фото)

Из книги отзывов выставки «Ритмы природы»

Выставка чудесная! Я восхищена Вашим искусством передачи звука в цвете, штрихе, стиле. Не ожидала, что такое возможно. Но главное, это все одухотворено положительным мирочувствием! У меня было грустное настроение – прошлась по выставке – будто глотнула воздуха. Спасибо!

Без подписи, 12.11.2012

Необыкновенный художник! Благодарствие устроителям, создателям прекрасной экспозиции.

Александр Величко, 13.11.12 Санкт-Петербург, «Деревня художников»

Большое спасибо за напоминание и ощущение Севера, про такое очаровательное оригинальное изображение его.

И.Козлова, Ростов-на-Дону,

Волкова, Санкт-Петербург

Во всех работах чувствуется любовь художника к своему краю, к народу. И это отношение передается зрителю. Всматриваясь в картины, начинаешь ощущать движение воды, крик птиц, вибрацию воздуха и пространства – это настоящее искусство. Большое спасибо автору!

Татьяна Гетруашвили, 18.11.12

Замечательная выставка. Удивительное сочетание абстрактного и реалистичного в Ваших работах… Спасибо Вам большое за приятные эмоции – будто сама прокатилась по Западной Сибири!

Натела Гетруашвили, 18.11.12

А здорово, что у нас в Санкт-Петербурге, зараженном всяким постмодернизмом, прошла такая выставка. Подбор очень верный: не нужно портретов или натурализма. То, что у Райшева здесь – это почти нетронутое первобытное северное искусство. У него есть свой вектор (у якутов, чукчей и проч.) – это мифология Севера. Очень точная. Спасибо.

С.Родионов, 20.11.12.

Татьяна Николаева, Илья Данилов (фото)