Роль средств массовой информации в повышении экологической осведомленности

В последние десятилетия устойчивое развитие и экологическая осведомлённость наконец привлекли достойное внимание средств массовой информации. Общество становится всё более осведомлённым о воздействии нашей деятельности на здоровье окружающей среды именно благодаря растущему вниманию со стороны СМИ. Глобальные медиаканалы охватывают почти 1,5 миллиарда человек по всему миру. На основе этих данных можно сделать вывод, что большинство людей получают важнейшую информацию именно из СМИ.

На мой взгляд, роль СМИ очень важна в формировании осведомленности общества о глобальном изменении климата и связанных с этим действиях. Очевидно, что радио, телевидение, газеты и социальные сети распространяют информацию об изменении климата, например, и защите окружающей среды гораздо более быстрыми темпами, чем личные контакты людей. Я считаю, что роль СМИ в просвещении общества на тему экологии гораздо важнее, чем принято думать, поэтому хочу показать её величину на примере работы СМИ в Индии.

Газеты

"Новости окружающей среды Китая" — первая китайская газета об окружающей среде, которая была опубликована в 1983 году, а в 1980 году было создано первое издательство по экологическим наукам. Самые важные газеты Индии, такие как "Таймс оф Индия", "Индостан Таймс" и "Индиан Экспресс", публикуют статьи по экологическим вопросам, по крайней мере, каждый второй день, причём "Таймс оф Индия" делает лучшую работу с точки зрения частоты. Кроме того, есть много журналистов-экологов, которые выбрали свою тему из истинной приверженности.

Например, "Дайнк Бхаскар", ведущая газета Индии, уже десять лет проводит для своих читателей специальные мероприятия в разных штатах в апреле и мае. Цель — повысить осведомленность и призвать людей "экономить воду". Они призывают людей брать на себя обязательство, побуждая их экономить 15 % воды при ежедневном использовании.

Также я бы хотела обратить внимание на экологический журнал "Down to Earth". Он охватывает широкий спектр тем, связанных с окружающей средой (от политики до науки, от местного до глобального уровня), и их научную сторону. На протяжении многих лет журнал информирует и заставляет людей проникнуться темой экологических угроз, с которыми сталкивается Индия и весь мир. А ведь эти вопросы часто недооцениваются в центральных СМИ. Цифры тиража не являются истинным показателем широкого охвата журнала: "Down to Earth" регулярно читают в 400 из примерно 500 районов страны. Это больше, чем в любой другой индийской газете или журнале.

Причем сфера влияния этого журнала не ограничивается только Индией. Многочисленные читатели по всему миру выбирают именно этот журнал, чтобы получить всесторонний взгляд с Юга на самые важные проблемы человеческого существования. А вот онлайн-версия "Down to Earth" — это попытка охватить больше людей и использовать все возможные интерактивные элементы

Радио

Радио — это самое дешевое средство массовой информации и наиболее легкодоступный способ получения информации и развлечений по всей стране. Было отмечено, что Delhi FM транслировала две еженедельные программы по окружающей среде: "Кинаре-Кинаре" и "Ао Дилли Саварен". На национальном уровне новости по экологическим аспектам очень скудны, и если они транслируются, то чаще всего на региональном уровне.

Телевидение

Сейчас правительство Индии проявляет все больший интерес к выделению основных телевизионных каналов именно для программ, рассказывающих об экологических проблемах.

Хотелось бы вспомнить, как в 2008 году ведущая телевизионная группа Индии NDTV запустила уникальную кампанию NDTV "Toyota green campaign". В этой постоянной 24-часовой программе принимали участие звезды и знаменитости. Это была попытка привлечь внимание людей к экологическим проблемам. В кампании участвовали лауреат Нобелевской премии доктор Р.К. Пачаури и многие кинозвезды. После огромного успеха экологической кампании присудили премию Green Awards для поощрения, признания и награждения за экологическое лидерство во всем мире и внесение наибольший вклад в защиту окружающей среды.

Социальные сети

Огромный охват и доступность Интернета делают его одним из лучших ресурсов для людей во всем мире, чтобы найти информацию об изменении климата, защите окружающей среды и о том, как быть здоровым. В настоящее время Интернет всё чаще используется для повышения осведомленности об окружающей среде, поскольку он предоставляет людям возможность немедленно реагировать и участвовать. Растёт число молодых людей, которые являются активными пользователями новых медиа-платформ.

СМИ играют важнейшую роль в повышении осведомленности населения об окружающей среде. Люди связаны с любым средством развлечения, будь то телевидение или радио. По телевидению транслируются многие программы, связанные с экологической осведомленностью. В наши дни социальные сети также играют очень важную роль в продвижении экологической осведомленности среди людей. Они являются одним из важнейших инструментов, который меняет способ общения и меняет мир. Это помогает нам распространять информацию о событиях в мире и, следовательно, вносит большой вклад в повышение осведомленности об окружающей среде среди широких масс во всем мире.


Источники: 

Автор: Драгомир Анастасия, Журфак МГУ

Тэги: