Рускеала: тайна глубины

Проект "Рускеала: тайна глубины" рассказывает про красоту уникального объекта на стыке природы и индустрии - горном парке "Рускеала". Дело в том, что подземная часть парка расположена в созданных человеком штольнях бывших мраморных каменоломен. Возникшие, таким образом, самые настоящие пещеры, органично вписались в окружающий ландшафт и привлекли группу профессиональных спелеологов, настоящим "мотором" которой стал Антон Аленксеевич Юшко - председатель Комиссии эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО. Выразительные художественные фотоснимки, сделанные Антоном Алексеевичем, стали настоящей "визитной карточкой" горного парка "Рускеала" и, конечно же, основой для выставки. Мы попросили Антона Юшко рассказать о проекте "Рускела: тайна глубины", об истории и современности спелеологической фотосъемки и о её значении для современных научных исследований. 

Антон Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о том, как родился этот проект? Сколько лет продолжается и как развивается работа над ним, почему именно Рускеала?

Трэвел-фотографией я занимаюсь с детства, но на первых порах это было скорее любимым занятием для души. Но затем, благодаря проектам Русского географического общества, около двадцати лет назад я впервые попробовал свои силы в качестве экспедиционного фотографа в серии комплексных экспедиций по исследованию пещер Южного Урала. Мы с коллегами по Спелеокомиссии РГО создавали тогда первый, и пока единственный, альбом-каталог «Рисунки и знаки пещеры Шульган-Таш (Каповой)». Я старался делать маршрутные фотографии не только содержательными, но и художественными. К этому обязывал общий концепт проекта, связанный с историей искусства, и творческая атмосфера внутри нашей исследовательской группы. Тот проект заставил меня и спутников задуматься о прикладном значении подземных исследований, о ценности междисциплинарного сотрудничества, о выявлении с помощью фотографии эстетики подземных пространств, о влиянии научных знаний на развитие территорий.

ayu_0707_1500.jpg


Звёздные врата пещеры Шульган-Таш (Каповой). Фото: Антон Юшко

Все эти наработки очень пригодились в Карелии, куда мы выезжали между экспедициями на тренировки в заброшенные Рускеальские мраморные штольни. С 2007 года шло накопление исследовательского и творческого материала. Он тут же оказался востребован командой молодого горного парка, а не лёг мёртвым грузом в архив. Мои художественные фото помогли сформировать образ нового туристического объекта – Горного парка «Рускеала». А комплексная научная работа нашей спелеокоманды помогла задать парку дополнительный подземный вектор развития. Значимым оказалось и то, что мои снимки показывали всесезонную красоту наземных и подземных маршрутов. Этот аспект оказался важным для туроператоров, которые только осваивали в межсезонье трудное карельское направление.

Одной из главных фотографий будущего проекта стал снимок «Подземный дождь», сделанный вместе с моим соавтором Олегом Минниковым. Работа эта стала программной, она помогла убедить руководителя парка Александра Артемьева начать финансирование проектирования и создания будущей жемчужины горного парка – спелеомаршрута «Подземная Рускеала».

podzemnyy_dozhd_ayu_3699_60x90_1500.jpg


Подземный дождь. Фото: Антон Юшко, Олег Минников

Первая выставка фотопроекта «Рускеала: тайна глубины», отразившая этапы подземных исследований, открылась в 2013 году в Музее-руднике «Оутокумпу» (Финляндия) при поддержке Карельского НЦ РАН, в контексте международного проекта «Дорога горных промыслов». Наши соседи дали высокую оценку форме и содержанию проекта. Оказалось, что мы стали для них источником опыта. Мне очень жаль, что наш творческий научный диалог стал сегодня заложником жёстких политических процессов. Но в главном проигрыше, конечно, финская сторона. Она утратила основные туристические потоки, обрушила целую отрасль. А вот Горный парк и его окрестности активно развиваются, бьют рекорды посещаемости…

С тех пор развивается и мой фотопроект: коллекции фоторабот неоднократно становились лауреатами фестивалей и конкурсов, регулярно экспонировались в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Сортавале, Питкяранте, Сегеже и, конечно, в самой Рускеале. Запланирована выставка в Крыму на новой площадке Научного спелеоцентра «Пещера Таврида».

На этот раз в стенах ЛГУ им. Пушкина  представлена обновлённая выставка. Она включает в себя несколько фотографий, сделанных в различных странах и регионах России, однако основу экспозиции составили рускеальские сюжеты.

ruskeala_tayna_glubiny_lgu.jpg


Экспозиция "Рускеала: тайна глубины". Фото: пресс-служба ЛГУ имени А.С.Пушкина

Выставка постоянно обновляется. Впервые в неё включены фотографии из новой крымской пещеры Таврида, где я участвовал в качестве консультанта в создании нового туристического и научного комплекса.

peshchera_tavrida_krym_-_poisk_i_nahodki._vzglyad_kamennogo_monstra._avtor_-_yushko_a.a._ayu_5089-01_1500.jpg


Взгляд каменного монстра. Пещера "Таврида". Фото: Антон Юшко

Также впервые на выставке представлена серия моих снимков «Подземная Карелия» (она недавно была отмечена наградой на фотоконкурсе Фестиваля туристских фильмов "Сто дорог"). Мне очень дороги эти новые работы: «Тайна шунгитовой штольни (деревня Шуньга, Заонежье)», «История в камне (пещера Пирункиркко, посёлок Куркиёки)», «В недрах острова Южный Олений (Заонежье)». За каждым из этих кадров - экспедиционные поездки, архивные исследования, встречи с местными жителями и большие надежды ввести эти уникальные объекты в разумный туристический оборот, используя рускеальский опыт.

podzemnaya_kareliya_-_tayna_shungitovoy_shtolni_ayu_3154-01_1500.jpg


Тайна шунгитовой штольни. Фото: Антон Юшко

Расскажите об истории жанра спелеологической фотосъемки, какой она была в «доцифровую», аналоговую эпоху? С какими сложностями приходилось сталкиваться фотографу?

Визуализация – одна из главных проблем спелеологических исследований. Весь процесс продвижения вглубь Земли проходит во мраке, вдали от цивилизации. При этом экосистема пещер довольно скудна и чрезвычайно уязвима. Поэтому выносить на поверхность образцы живых организмов и минералов можно только в особых случаях. Основными визуальными и вещественными результатами исследований становятся карты, схемы и фотографии. Поэтому снимать пещеры и процесс подземных исследований необходимо и для науки, и для общества. Качественные подземные изображения и сейчас-то, с современным мощным и компактным цифровым арсеналом, получить трудно, а раньше, в эпоху «аналоговой» фотографии, приходилось совсем нелегко. Ведь под землёй не только темно, но к тому же, на наших широтах, довольно холодно и влажно.

Отдельная задача – доставить комплект оборудования к месту съёмки. Всё должно быть тщательно запаковано и защищено и от влаги, и от грязи, и от ударов. С пластиковыми угловатыми экспедиционными контейнерами под землёй передвигаться неудобно, поэтому в спелеологии чаще применяются специальные полужёсткие транспортные мешки вытянутой цилиндрической формы. Их и на спине можно нести, как рюкзак, и к верёвке карабином прицепить на вертикалях, и в узкую щель («шкуродёр») за собой ползком протащить… После такой разминки энергии для креатива остаётся меньше, но подземные красоты и экспедиционные задачи заставляют фотографа собирать творческую волю в кулак и действовать.   

Раньше подземные пейзажи снимались на длительных выдержках со штатива, нередко применялись химические вспышки на основе магния (но они были опасны как для обитателей пещер, так и для самого мастера). Рисковать дорогими камерами решались далеко не все. КПД такой работы был невысоким. У начинающего автора процент удачных кадров был мизерным. С одной плёнки, в лучшем случае, более-менее качественными получались 2-3 кадра.

v_serdce_peshchery_stavrikayskaya_1500.jpg


В сердце пещеры Ставрикайская, снимок на фотопленку. Фото: Антон Юшко

Сегодня цифровые технологии позволяют отсматривать отснятый материал в режиме реального времени и сразу вносить коррекцию в свои действия. Кстати, съёмку подземного пейзажа на длительной выдержке иногда применяют до сих пор. Такой метод «световой кисти» позаимствован из инструментария классической студийной фотографии. Фотограф и его помощники, открыв шторку фотокамеры, как бы рисуют светом на чувствительной матрице во мраке пещеры, отвоёвывая световыми мазками у мрака отдельные фрагменты пространства, расставляя акценты, дополнительно прорабатывая фактуру стен… Это очень интересная и в то же время трудоёмкая работа с непредсказуемым результатом. Пещера в этом случае превращается в научную и творческую лабораторию.

shulgan-tash_bashkortostan_foto_a_yushko_02_1500.jpg


В пещере Шульган-Таш. Работа со световой кистью. Фото: Антон Юшко.

Фотографа под Землёй подстерегают не только физические опасности, но и психологические проблемы. Нередко в активных командах кейверов (так называют на западе спелеоспортсменов), нацеленных на скоростной результат прохождения спелеомаршрута, фотографа воспринимают как обузу, гирю на ногах коллектива. Он постоянно отстаёт, требует к себе повышенного внимания, замыкает на себя ресурсы группы. Поэтому спелеофотограф должен обладать базовыми знаниями психологии, уметь расположить к себе команду. Конечно, потом красивым содержательным фотографиям радуются все, но путь к ним бывает тернистым.   

Каждый подземный объект уникален по-своему, но все-таки: что привлекло в процессе работы над проектом Ваше внимание более всего?

Рускеала – это практически бесконечная тема, так как объект не стоит на месте, а развивается. Фотопроект постоянно пополняется новыми блоками фотографий, связанными как с исследованиями, так и с открытием новых маршрутов, с обновлением классических видовых площадок. Например, недавно прибавилась серия вечерних снимков с новым оборудованием экотроп. Красиво снять зимой с вечерней подсветкой инновационные элементы конструкций, вписанных в ландшафт – это интересная задача на грани технической и художественной фотографии.

 

Интересно наблюдать за ростом ледовых природных образований на спелеомаршруте. Зоны локализации сталактитов и сталагмитов из года в год одни и те же, но вот форма, размеры и количество красивых ледышек – разные. Определены они микроклиматическими особенностями отдельных частей подземного пространства.

ayu_8965_resize_1500.jpg


Ледяные чудеса мраморных штолен. Фото: Антон Юшко

Моя верность рускеальской тематике определена и тем, что у неё качественная растущая аудитория. Художественная фотография здесь напоминает туристам о разных гранях проекта, показывает баланс между развлечением и познанием, напоминает об этапах создания маршрутов и о людях, оставивших здесь свой след. Увидеть мои работы можно в подземной фотогалерее у входа на спелеомаршрут, а также в новом историко-культурном центре парка.

В пещерах можно встретить различных насекомых и животных. Кого удалось запечатлеть во время подземной фотоохоты, какие представители живого мира представлены на фотографиях?

В заброшенных рукотоворных подземных объектах довольно быстро формируется экосистема – природа заполняет пустоту. Первыми туда приходят микроорганизмы, за ними – насекомые, ракообразные, рептилии, земноводные… и, наконец, млекопитающие. Самые интересные из них, на мой взгляд, - рукокрылые. Летучие мыши – своеобразный символ подземного мира. В горном парке их немного, они зимуют в дальних частях штолен, частично заблокированных завалами. Фотографии помогли специалистам определить один из видов обитателей штолен. Им оказался северный кожанок (лат. Eptesicus nilssonii).

10_bat_1500.jpg


Летучая мышь на спелеомаршруте. Фото: Антон Юшко

Какие современные технологии (например, в части освещения) применяются при спелеологической фотосъемке сейчас?

Появление мобильных светодиодных фонарей с регулируемой цветовой палитрой сыграло на руку спелеофотографам. Арсенал из таких светильников весит сравнительно немного, обладает автономностью, имеет свои цветные светофильтры. С ними интересно работать, создавая разные колористические сценарии. Горжусь тем, что именно по моим снимкам смоделирована стационарная подсветка основных аттрактивных зон спелеомаршрута «Подземная Рускеала». Я участвовал в монтаже подсветки в качестве консультанта. Это был удивительный опыт сотрудничества с представителями международной компании «CaveLighting». Благодаря многолетнему творческому диалогу мне удалось увидеть несколько зарубежных спелеомаршрутов в Германии, Бельгии, Франции, Болгарии и США. Светодиодная подсветка нашего карельского спелеомаршрута сделана на уровне мировых стандартов как технических, так и творческих. Во всём этом есть след маршрутной научной фотографии.

29_ayu_3891_1500.jpg


Спелеомаршрут "Подземная Рускеала" Фото: Антон Юшко

Рускеала дорога мне потому, что здесь мне удалось пройти с фотоаппаратом в руках полный цикл от исследований до ввода в строй эксклюзивного объекта туризма. И сейчас я участвую с командой парка в накоплении опыта успешной эксплуатации маршрутов, пишу новую фотоисторию этого удивительного места.

Есть ли определенные законы жанра спелеологической фотосъемки? Дайте, пожалуйста, совет начинающим фотографам: как лучше и красивее снимать подземное царство, что можно делать в пещере и что категорически не рекомендуется.

Постарайтесь стать чутким наблюдателем, не спешите «штурмовать» подземный маршрут.

Очень красивые фото можно сделать без дополнительных технических устройств у входа в подземный мир, у самого его порога, или сразу за порогом, оперируя только естественным освещением, настраиваясь самому и настраивая свою камеру на полумрак, на отдельные лучи света. Ваши союзники в этом – туман, дождь, снег. Из-под земли они прекрасно смотрятся в луче света.

svetlyy_grot._ruskeala_08_1500.jpg


Светлый грот. Рускеала. Фото: Антон Юшко

Если вы намерены идти с камерой и своим фотоарсеналом  дальше, вглубь, обязательно возьмите с собой опытных коллег, постарайтесь пройти базовую спелеоподготовку в одном из клубов.

Традиционно на спелеологических фотоконкурсах несколько номинаций: «безлюдные» снимки, то есть подземные пейзажи без людей; фотоснимки на тему «пещера и человек»; портреты спелеологов; репортаж (как правило - спортивный); обязательно отдельно принимают творчески неформатные кадры – курьёзы, юмор; в последнее время всё чаще организаторы особое внимание уделяют макросъёмке (как растут кристаллы, «жизнь насекомых»).

Кстати, ближайший такой фотоконкурс пройдёт в Петербурге в контексте традиционного Фестиваля спелеофильмов. Я - в оргкомитете. Стараемся с коллегами по жюри поддерживать начинающих авторов.

u_vhoda_v_peshcheru_shulgan-tash_12_33_1500.jpg


У входа в пещеру Шульган-Таш. Фото: Антон Юшко

Конечно, главное для всех авторов - не забывать об опасностях подземных путешествий, стараться не рисковать жизнью ради кадра, помнить о страховке. Второе правило – не наносить вреда подземной среде. Третье – стараться делать осмысленные снимки, иллюстрирующие экспедиционный процесс, подчёркивая роль исследователя, раскрывая красоту ландшафта…

sablino_foto_a.yushko_1500.jpg


Подземная светопись в пещере в Саблино. Фото: Антон Юшко.

Назовите, пожалуйста, 3 самых интересных для фотосъемки подземных объекта на Северо-Западе.

Начинающим фотографам я хотел бы посоветовать посетить подземный маршрут в Саблино (Тосненский район Ленинградской области). Сам регулярно возвращаюсь туда и нахожу для себя что-то новое.

Пещера Святая в Рождествено и малые псевдокарстовые суффозионные пещеры в бортах долины реки Оредеж по-своему красивы и содержательны.

Скальный комплекс Соканлинна с небольшими, но интересными природными пещерами в окрестностях Каменногорска (Выборгский район Ленинградской области), удивит вас своей таинственной красотой.

Беседовал Андрей Стрельников.