Французский потомок русского адмирала и исследователя Арктики рассказывает о своем знаменитом предке.
Какие ассоциации возникают у современного человека, когда он слышит имя Анжу? Герои романов Александра Дюма и Генриха Манна? Область во Франции? Титул, который давался сыновьям короля Франции?
Все это правильная, но неполная информация. Мало кто знает, что среди представителей этой фамилии были еще и известные русские мореплаватели. Так, Петр Федорович Анжу, как и его друг – Фердинанд Врангель, являлся одним из первых действительных членов Русского географического общества и принимал участие в первом учредительном собрании общественной организации.
Мы встретились с праправнуком адмирала Кириллом Шалахиным, который рассказал о своем знаменитом предке.
Адмирал Петр Федорович Анжу родился 15 февраля 1797 года в Вышнем Волочке, в семье уездного врача. Его дед переселился в Россию из Франции во второй половине XVIII века, спасаясь от религиозных преследований, которым подвергались протестанты. Он обосновался в Москве и работал часовым мастером. За время пребывания в России семья Анжу обрусела, и Петр Федорович, представитель третьего поколения, унаследовав от деда фамилию, был уже вполне русским человеком.
Второй после Врангеля
Начиная рассказ, он извиняется за несовершенный русский, который до 7 лет (пока были живы дед и бабушка) был его единственным родным языком: «Так вышло, что я живу сейчас на два дома: зиму я провожу в России, а летом отправляюсь во Францию, где родились я и мои родители, принадлежавшие к потомкам первой волны русской эмиграции». В 20-е годы прошлого века Анжу не покинули Россию, как многие участники Белого движения. Единственной, кто выехал с родственниками из революционной смуты во Францию, была двенадцатилетняя воспитанница Смольного института Ксения Анжу, бабушка Кирилла Игоревича. Расставаясь с мамой и родными, оставшимися в Петрограде, она уезжала, как она надеялась, на время. Но на деле все оказалось иначе: ни бабушка, ни дедушка, ни родившаяся на чужбине мама никогда уже не бывали в России. Впервые в Россию Кирилл Шалахин смог приехать в 90-е годы XX века. С тех пор он много времени посвящает восстановлению памяти о своем прапрадеде, к деяниям и судьбе которого в советские времена не было практически никакого интереса. Может, потому, что он был с явной нерусской, «буржуйской» фамилией, шутит потомок адмирала. А может, еще и потому, что, обучаясь морскому делу на отлично, в списке кадетов-выпускников стал вторым по успеваемости после своего знаменитого однокурсника и друга детства Фердинанда Врангеля.
В 1808 году Пётр Анжу поступил в Морской кадетский корпус, где познакомился и подружился с Фердинандом Врангелем, будущим исследователем высоких широт Русской земли. Анжу и Врангель, еще обучаясь в Кадетском корпусе, поставили своей целью исследование Арктики.
Морской корпус был окончен блестяще. Петр Анжу был выпущен вторым по успеваемости среди своего курса после барона Ф. Врангеля. Всю свою жизнь друзья посвятили службе на флоте и географической науке, вместе и поодиночке бороздили северные просторы, участвовали в кругосветном и дальних плаваниях, в научных и военных кампаниях.
В поисках Земли Санникова
В 1821 году началась масштабная экспедиция по поиску и описанию земель, находящихся к северу от рек Яны и Колымы. Колымскую экспедицию возглавил Врангель, Янскую – Анжу. Экспедиция должна была описать Новосибирские острова и выяснить, не продолжается ли Новая Сибирь «далее и нет ли еще близь ее других земель».
В поисках Земли Санникова Петр Анжу и члены его экспедиции, продолжавшейся более трех лет, сделали немало. На карту России было нанесено северное побережье Азии от реки Оленек до Индигирки, обследована на значительном протяжении Лена, произведена опись более десятка островов. В надежде найти загадочную землю исследователи преодолели зимой на собачьих упряжках около 10 тысяч километров, а летом – на лодках и верхом на лошадях – около 4 тысяч километров. Они обследовали десятки бухт, мысов, заливов, устьев рек, произвели подробную опись северного побережья Сибири и исправили многие неточности прежних карт. Результаты исследований, сделанные экспедицией Анжу, убедительно доказывали, что никаких земель на север от Новосибирских островов не существует.
Кирилл Шалахин убежден, что об этом и других подвигах адмирала Анжу должно знать как можно больше молодых людей, связавших свою жизнь с морской практикой и наукой, как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому все последние годы он работает над книгой о своем легендарном прапрадеде.
По предложению Кирилла Игоревича в Московской навигацкой школе ежегодно вручается премия в честь адмирала Анжу. Второму по успехам выпускнику вручаются часы с изображением адмиральского эполета на циферблате как символ будущих достижений и успеха. Однако помимо этого часы обладают еще одним необыкновенным мотивирующим свойством: они заводятся от движения, и если человек ничего не делает, то механизм останавливается.
Книга об адмирале Анжу
За 10 лет поисков наследником адмирала собран обширный материал для книги, куда войдут архивные документы, фотографии, малоизвестные факты из жизни семьи и верных друзей – Петра Анжу и Фердинанда Врангеля. Потомок последнего, как оказалось, также проживает на западе Франции, недалеко от потомка Анжу. Совсем недавно представители этих двух знаменитых фамилий русских исследователей Арктики впервые встретились, и эта встреча предвещает долгую и добрую дружбу…
Заветной мечтой Кирилла Игоревича Шалахина является желание, чтобы один из новых ледоколов был назван именем адмирала Анжу: «Практически все русские Анжу были потомственными моряками, офицерами, они честно и верно служили России и не покинули ее. Их потомки, хоть и рожденные на родине далеких предков, но все же на чужбине, остались русскими. Поэтому и первая книга об адмирале Петре Федоровиче Анжу будет издана на русском языке в России».
Фото и справочные материалы предоставлены Кириллом Шалахиным