Русский след Густава Розе: неизвестные минералы и удивительный народ

Минералы, привезённые из Уральских гор, помогли Густаву Розе совершить ряд открытий. Фото: Василий Яковлев

Минералы, привезённые из Уральских гор, помогли Густаву Розе совершить ряд открытий. Фото: Василий Яковлев

Русский след Густава Розе: неизвестные минералы и удивительный народ Русский след Густава Розе: неизвестные минералы и удивительный народ

Коллекция, которую известный геолог собрал у нас на Урале и Алтае, позволила ему открыть новые минералы. Его именем названа оригинальная методика описания геологических пород. Кроме того, о научных заслугах учёного напоминает розелит, носящий имя своего первооткрывателя.

Густаву Розе, можно сказать, предначертано было стать известным исследователем. Его дед Валентин Розе был химиком, который изобрёл сплав с низкой температурой плавления — сплав Розе. Семейное дело продолжил Валентин-младший, оба сына которого тоже сделали хорошую научную карьеру. Они стали профессорами Берлинского университета: старший брат Генрих — химиком, а Густав — геологом. Это было уже третье поколение династии учёных.

Минералогию Густав Розе начал изучать ещё в юности в том самом университете, где позже ему суждено было стать профессором. Но чтобы углубить знания, он отправился в Стокгольм заниматься у знаменитого физика и химика Йёнса Якоба Берцелиуса, где подружился с Эйльхардом Митчерлихом. Весёлому времяпрепровождению молодые люди предпочитали научные штудии, и это рвение принесло свои плоды. Митчерлих открыл изоморфизм — способность химических элементов замещать друг друга в структуре кристалла. Розе же разработал собственный метод систематизации минералов, положив в основу их химический состав и форму кристаллов. В итоге получилась кристаллохимическая система минералов Розе.

Густав Розе был учёным уже в третьем поколении. Фото: wikipedia.org  / Rudolf Hoffmann

Густав Розе был учёным уже в третьем поколении. Фото: wikipedia.org / Rudolf Hoffmann

В 1829 году знаменитому Александру фон Гумбольдту поступило приглашение из Петербурга — совершить научную экспедицию по Уралу, Алтаю и к Каспийскому морю. Вместе с прославленным учёным отправился и Густав Розе, на которого легла задача провести минералогические исследования. Третьим компаньоном в путешествии стал Христикан Эренберг, изучавший микроорганизмы.

Средства на поездку поступили из российского казначейства, экипажи для передвижения тоже выделили в Петербурге. Для профессоров собрали все имевшиеся карты и описания местности, где им предстояло побывать, их сопровождающим стал обергиттенфервальтер Меньшенин, который не только свободно говорил по-немецки и по-французски, но и неплохо разбирался в горной истории и статистике Российской империи. Владельцы и управляющие заводов были предупреждены о визите учёных, которым было предписано оказать всяческое содействие. Загодя договорились и о квартирах, где тем предстояло останавливаться — русское гостеприимство произвело на Розе изрядное впечатление.

"Несмотря на все наши старания быть сколь возможно менее тягостными нашему хозяину, причиняли мы ему, однако ж, много неудобств, и он за всё это не имел даже вознаграждения хорошенько поговорить с нами, так как мы нисколько не могли говорить по-русски, и разговор наш с ним должен был по необходимости производиться через посредство нашего слуги, который, впрочем, в совершенстве знал русский язык. Однако ж мы никогда не видали, чтоб хозяин наш относился к нам недружелюбно: всегда он был до крайности вежлив и услужлив и всегда старался предупреждать наши желания, о чём мы можем вспомнить не иначе как с величайшей благодарностью".

Густав Розе, из отчёта о поездке на Урал, Алтай и Каспийское море

1 мая путешественники прибыли в Санкт-Петербург, откуда через Москву, Владимир, Нижний Новгород и Казань добрались до Урала. Здесь исследователи задержались на несколько недель, посещая железные и чугунные заводы, знакомясь с золотоносными приисками и проводя геологические изыскания. В книге, которую Густав Розе опубликовал по окончании экспедиции, он дотошно описывает чуть ли не каждый встреченный по пути камень, каждую породу, из которых сложены Уральские горы. Особенный интерес у профессора вызвали месторождения железных и золотых руд, самородной платины и малахита. Информацию о минералогии Розе местами разбавлял собственными впечатлениями о поездке, благодаря чему его труд превратился в увлекательнейшее чтение для широкой публики.

"Какой быстрый переход от зимы к лету! Неву оставили мы ещё в то время, когда по ней шёл лёд, а на Урале, тремя неделями позже, нашли мы сие травы в полнейшем цвету. Погода этого дня была самая приятная; за холодной ночью следовал светлый, ясный, тёплый день и ещё более усиливал впечатление, которое производило на нас это первое приближение к Уралу. Было воскресенье. В Кленовой праздновали Троицын день. Все жители были на улице, перед воротами домов и наслаждались и праздником, и светлым тёплым днём".

Густав Розе, из отчёта о поездке на Урал, Алтай и Каспийское море

Вслед за Уралом настало время Сибири — путешественники отправились в Тобольск, Барнаул, Семипалатинск и Омск. Собрав там необходимые данные и материалы, повернули в сторону Южного Урала, добрались до Оренбурга, изучили месторождение каменной соли в Илецке и поехали к Астрахани. В ноябре учёные вернулись в Санкт-Петербург, а оттуда на родину, куда Розе приехал уже иностранным член-корреспондентом Петербургской академии наук. Впечатления о путешествии у него сохранились самые радужные.

"Повсюду наилучшим образом приложена была заботливость о быстрой, где нужно, езде вперёд; на всех рудниках и заводах уже ожидали нас и тотчас по нашему прибытию знакомили нас со всем, заслуживающим осмотра; на экскурсии сопровождали нас всегда горные офицеры. Таким образом, у нас совсем не оставалось времени, проведённого без пользы; и мы могли изучить интересовавшие нас предметы гораздо скорее, чем это возможно бы было при иных обстоятельствах, и в короткий промежуток времени, менее чем в шесть месяцев, успели объехать Урал на протяжении почти 9 градусов широты, от Богословска до Орска, и Алтай от Барнаула до монгольско-китайской границы на Иртыше, посетили Астрахань и плавали по Каспийскому морю".

Густав Розе, из отчёта о поездке на Урал, Алтай и Каспийское море

Собранных минералов учёному хватило на десять лет работы. Он подробно исследовал привезённые из России материалы, идентифицировал 117 различных пород, причём некоторые из них до Розе никто ни разу не описывал — например, канкринит и родицит. Результаты трудов он опубликовал в научной статье 1839 года и в подробном отчёте, который вышел в печать в 1842 году.

После Урала экспедиция отправилась на Алтай. Фото: Алексей Королёв

После Урала экспедиция отправилась на Алтай. Фото: Алексей Королёв

В 1850 году профессор вновь собрался в экспедицию, на этот раз в Италию — он исследовал Везувий, Этну и Липарские острова вместе со своим старым другом Митчерлихом. От вулканических островов в Тирренском море Розе перешёл к исследованиям потухших вулканов Центрального массива в Южной Франции, куда отправился в 1852 году.

Вернувшись из путешествия, учёный сосредоточился на преподавательской и академической работе — его внимания требовали студенты Берлинского университета, с 1856 года Розе назначили директором Королевского минералогического музея, а с 1863 года он стал президентом Немецкого геологического общества. Но самый яркий период его жизни, как и самый известный труд знаменитого геолога, так и остались связаны с путешествием по России.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка