Рыбьи пляски XXI века

Байкал! "Как много в этом звуке…" С детства все мы слышим про чудеса озера Байкал: самое большое, самое глубокое, самое чистое, пристанище огненных шаров и зеленых лучей, дом для десятков эндемиков. Но можем ли мы назвать хоть один уникальный вид байкальских животных, кроме милой нерпы? 

Загадка:
Была бы больше, больше съела
Зубастый рот побольше тела. 
Вверх-вниз, вверх-вниз её дорога, 
Мальков рождает много-много. 
Легки, как крылья плавники, 
Её не вынуть из воды. 
Все рыбы чешуей покрыты, 
А эта модница, поди ты. 
Кругом зима - она резвится
В тепле уснет и растворится!

"Голомянка!", - хором прокричали бы ребята из любой школы, близь Байкала. Эта рыбка — эндемик озера и просто незаменимое звено его экосистемы. Говорят, если пожарить ее на сковородке - останется только спинной хребет, потому что ее тело на 40% состоит из жира. По той же причине цвет рыбки совпадает и с цветом этого жира - розовый. Ее кожа (именно кожа, у голомянки нет чешуи!) совершенно прозрачная, поэтому "лишних килограммов" никак не скрыть. Зато жир позволяет не мерзнуть в ледяной воде озера. Но не только своей морозоустойчивостью славится байкальская голомянка. 

Рыбка чудесным образом существует без специального плавательного пузыря, но все-таки умеет подниматься с глубины 300-500 метров, где она обитает, ближе к поверхности с помощью легких плавников-крыльев. Такие вертикальные миграции позволяют голомянке питаться у поверхности воды в ночное время, а днем успешно прятаться от хищников (омулей и нерп) в толще воды.

Ближе к поверхности, где много корма, рыбка поднимается еще по одному важному делу: голомянки рожают там молодняк, сразу обеспечивая новое поколение пищей. Да, это снова не ошибка — голомянки не мечут икру и не совершают нерест, они производят несколько тысяч мальков, иногда даже ценой собственной жизни. Существует два вида голомянок: большие и малые (их легко можно различить не только по разнице в размере, но и по величине глаз; у малых голомянок они в два раза меньше ширины лба), они предпочитают рожать разное количество мальков в разные периоды (большие голомянки — около 3000 мальков в конце лета, когда вода более теплая; малые голомянки — 1500 личинок весной). 

Голомянки действительно поражают своими не рыбьими «фокусами», но эти рыбки также стали неотъемлемой частью экосистемы озера. "Фабрика чистой воды" Байкала не сможет работать, если численность голомянок вдруг сократится (а сейчас они занимают около 90% от водной фауны водоема). Под действием солнечных лучей байкальский фитопланктон (микроскопические водоросли) массово плодится, потребляя из воды азот и фосфор; зоопланктон — эпишура (тоже эндемик) поедает водоросли; эпишуру поедают рачки макрогектопусы; а наши голомянки  питаются и рачками, и планктоном; голомянок едят уже более крупные хищники - омули и нерпы. Все отходы, образующиеся по ходу этой пищевой цепочки, постепенно опускаются глубже ко дну озера, где перерабатываются бактериями, которые возвращают в воду азот и фосфор. Очевидно, что, если из строя выйдет хотя бы один элемент цепи, Байкал начнет "давать сбои". 

И так иногда случается. Например, до сих пор в отдельных районах озера (заливах Баргузинский и Чивыркуйский) наблюдаются резкие вспышки численности сине-зеленых водорослей, которые размножаются при повышенном содержании фосфора в воде. Значит, нарушен какой-то этап очистки на байкальской "фабрике", но ученые до сих пор не решили эту проблему. В 1980-х годах также наблюдалось серьезное увеличение количества водорослей на озере. Моя мама, которая в то время жила в городе Байкальск, предположила, что это произошло как раз из-за уменьшения численности голомянок. И это вполне возможно, но вопрос, почему вдруг стало меньше голомянок и почему вдруг стало больше водорослей, для меня до сих пор остаётся не отвеченным. Может быть, серьезное влияние на экосистему озера оказал недавно выстроенный (в 1960-х годах) Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. В 2013 году он уже прекратил свою работу именно из-за причиненного Байкалу ущерба. Но сегодня вокруг озера-рекордсмена выросло еще несколько десятков и русских, и китайских заводов. Меня это только пугает и шокирует. 

Почему люди превращаются в бездушных консументов, не понимая, что Байкал - не только самое большое в мире озеро, но и самая хрупкая природная система, требующая заботы и внимания? …


Источники:

Автор: Ветошкина Мария, Журфак МГУ