С чего начинается экокультура?

В Петербурге обсудили вопросы формирования экологической культуры подрастающего поколения


22–23 ноября в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге прошла первая Международная научно-практическая конференция «Формирование экологической культуры у подрастающего поколения». В ее работе приняли участие более 120 преподавателей начальных школ и детских экологических центров, воспитатели детских садов и сотрудники некоммерческих организаций, гражданские активисты, журналисты, представители государственных и муниципальных органов власти, активно участвующие в процессе экологического образования, воспитания и просвещения, из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Ростовской, Нижегородской областей, а также Белоруссии и Финляндии.


Конференция организована Санкт-Петербургским институтом природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, детским экологическим журналом «У Лукоморья» при активной поддержке Санкт-Петербургского городского отделения Русского географического общества.

Основными целями конференции стали рассмотрение вопросов формирования экологической культуры у подрастающего поколения и отражение ключевых задач, способствующих оптимизации экологического образования, просвещения, воспитания, повышению общего уровня экологической культуры у детей и их родителей.



Главные темы, вынесенные на обсуждение:
– Детский сад – эталон экологической культуры;
– Роль начальной школы в формировании экологического сознания;
– Эколого-просветительские центры как форма экологического образования и просвещения.
В ходе конференции заслушано 64 доклада, состоялись дискуссии, мастер-классы и деловые игры, которые были нацелены на освоение методики работы над проектом как инновационной формой эколого-культурно-образовательной деятельности.

Открыл конференцию Владимир Цветков, доктор географических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского института «Прикладная экология». Он отметил важность проводимой конференции и той большой роли, которую играют преподаватели и воспитатели в понимании детей окружающего мира и формировании экологического мировоззрения и культуры.

Большинство докладчиков представили собственный опыт работы, что вызвало большой интерес у участников конференции. Доклады охватывали различные аспекты: от роли муниципальных образований в формировании экологической культуры, международных проектов – «Экошкола – Зеленый флаг», значении особо охраняемых природных территорий в экологическом просвещении до непосредственной практической деятельности в детских садах, школах, детских экологических центрах. Участники научного форума посмотрели ряд конкурсных фильмов экологического кинофестиваля «Меридиан надежды», познакомились с функционирующими эколого-образовательными проектами, в частности «Познаем природу вместе» специальной общеобразовательной коррекционной школы №25 , «Живой» многогранник квест-проекта «Васильевский остров. Осень. Зима. Весна. 2011-2014» Участники обсуждения отметили, что в детских садах, образовательных учреждениях разного уровня наработан достаточный опыт, который может быть использован для учебно-методического обеспечения в реализации образовательных программ, связанных с формированием экологической культуры подрастающего поколения. По мнению большинства участников конференции, для решения этих вопросов необходимо больше привлекать педагогов и их воспитанников к участию в конкурсах рисунков, поделок из природного, нетрадиционного и бросового материала экологической направленности, а также проводить ежегодный экологический слет друзей природы.


В то же время на форуме обращалось внимание на недостаточную активность учреждений образования и педагогов в использовании преимуществ сетевых технологий для организации совместной деятельности, разработки и реализации совместных образовательных экологических программ. Так, заведующая эколого-краеведческим отделом Дома детского творчества «Павловский» Елена Киреева отметила, что количество участников и тематика выступлений свидетельствуют о том, что единомышленников очень много, недостаточно лишь информационное сопровождение этой работы.

В целом по итогам конференции было установлено, что необходимо продолжать работу по формированию основ экологического мировоззрения (экологической культуры) в дошкольных учреждениях и начальной школе и провести следующую конференцию в ноябре 2014 года.

Текст: Александр Гайдаш

Фото: Татьяна Николаева