С возвращением, "Дуглас"!

Фото предоставлено Экспедиционным центром РГО
Фото предоставлено Экспедиционным центром РГО

29 августа в Красноярск из Дудинки прибыл теплоход "Кисловодск" с частями самолета Си-47 "Дуглас". Международная экспедиция "Дуглас ждет!" по эвакуации лайнера с полуострова Таймыр, стартовавшая 2 августа, была организована Экспедиционным центром Русского географического общества. В команду специалистов – членов РГО также вошел американский пилот Глен Мосс.

douglasport.jpg

Самолет С-47 \"Дуглас\" на борту теплохода \"Кисловодск\". Фото: Семен Алексеев
Самолет Си-47 "Дуглас" на борту теплохода "Кисловодск". Фото: Семен Алексеев

Самолет Cи-47 "Дуглас" был изготовлен в США в феврале 1943 года. Затем в рамках ленд-лиза передан СССР. С апреля 1943 года самолет работал в полярной авиации на севере Красноярского края. 23 апреля 1947 года во время перелёта бухта Кожевникова – Дудинка – Красноярск самолет совершил вынужденную посадку на болото в тундре. На борту находились, по разным данным, от 26 до 32 пассажиров. 11 мая самолёт нашли, часть людей удалось эвакуировать, девять человек, включая командира воздушного судна, пропали без вести. Останки командира лайнера Максима Тюрикова были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом.

Сначала участники экспедиции добрались до села Хатанга, а затем отправились к месту, где в 1947 году совершил аварийную посадку самолет С-47 "Дуглас". Работы по разборке самолета начались 6 августа, а уже 11 августа баржа с частями лайнера отправилась по реке Пясине до гидропорта Валек, а затем до города Дудинка.

Самолет будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО Сибирского Федерального округа. В ближайшее время состояние воздушного судна оценят специалисты, после чего начнется подготовка к реставрационным работам. В частности, предстоит расшифровать и восстановить стертые записи, сделанные пассажирами и членами экипажа "Дугласа" во время вынужденной посадки в тундре. Часть записей сохранилась в отличном состоянии, что подтверждается фотографиями, сделанными участниками экспедиции.

zapiska2.jpg

Записки на обшивке С-47 \"Дуглас\", оставленные членами экипажа самолета. Фото: Семен Алексеев
Записки на обшивке Си-47 "Дуглас", оставленные членами экипажа самолета. Фото: Семен Алексеев

Несмотря на то, что лайнер простоял в таймырской тундре почти 70 лет, он практически цел. Более того, специалисты Экспедиционного центра РГО СФО уверены, что "Дуглас" возможно восстановить до летного состояния. Предполагается, что самолет станет главным экспонатом Музея освоения Русского Севера, который планируется создать в Красноярске.

img-20160817-wa0008.jpg

След от С-47 \"Дуглас\". На этом месте, в тундре, он пролежал 70 лет. Фото предоставлено Экспедиционным центром РГО СФО
След от Си-47 "Дуглас". На этом месте, в тундре, он пролежал 70 лет. Фото предоставлено Экспедиционным центром РГО СФО

На месте аварийной посадки "Дугласа" будет установлен памятный знак.