Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс"

Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс" Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс"

Первый же день работы Подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода" оказался результативным. Разведывательно-водолазная команда исследовала и идентифицировала лежащий на дне Финского залива Балтийского моря участвовавший в переходе санитарный военный транспорт "ВТ-524", затонувший в результате налета германской авиации 29 августа 1941 года.

Как сообщил руководитель экспедиции Константин Богданов, 5 мая его команда вышла в море, а на следующий день водолазы совершили погружение в районе юго-западнее острова Мощный, где ранее были обнаружены четыре затонувших объекта.

Военный транспорт 524 ("ВТ-524") (до 1940 года "Kalpaks", до 1926 года "Leyton", ранее - "Marie Louise")

Фото: из книги

Фото: из книги "Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август-сентябрь 1941 г.). События, оценки, уроки"

Построен и спущен на воду в 1914 г. во Франции как грузовой пароход "Marie Louise". Впоследствии продан английскому владельцу и переименован в "Leyton". В 1926 году приобретен латвийским частным судоходным обществом и получил наименование в честь Оскара Калпакса, в прошлом российского офицера, ставшего одним из первых командиров армии возникшего на обломках Российской Империи независимого Латвийского государства. В 1940 году после вхождения Латвии в СССР пароход был национализирован и передан Латвийскому государственному морскому пароходству. С началом Великой Отечественной войны судно мобилизовали и включили в состав Краснознамённого Балтийского флота в качестве воеенного транспорта. Однако старое наименование - "Kalpaks", с бортов окончательно убрать не успели, и именно поэтому во многих источниках судно продолжают называть именно так.

Палуба парохода

Палуба парохода "Калпакс". Фото: Разведывательно-водолазная команда

Полное водоизмещение 2190 тонн. Длина 82 метра. Главная энергетическая установка котломашинная, мощность – 1100 л.с. Скорость – 8 узлов.

- Судно лежит на глубине 48 метров, - рассказал Константин Богданов. – Команда подводных исследователей провела видеосъёмку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов. На штурвале мы обнаружили клеймо на французском языке, свидетельствующее о постройке судна во Франции, что уже позволяло предположить, что это именно "ВТ-524". Однозначная идентификация стала возможна после находки носового колокола с надптсбю "Marie Louise" и указанием года и места постройки – 1914, город Нант. В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски.

Идущее в составе конвоя №1 госпитальное судно было потоплено германской авиацией в 16 часов 45 минут 29 августа 1941 года юго-западнее острова Мощный (в 1941 году – остров Лавенсаари).

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» почти два года назад во время поиска подводной лодки М-96, но тогда не был обследован. Специалисты морской инженерной компании "Фертоинг" провели площадное обследование дна с помощью многолучевых эхолотов и на основании полученных данных построили предварительную 3D-модель погибшего судна. И хотя участники экспедиции предполагали, что это мог быть "ВТ-524", до настоящего момента не было доказательств, что найден именно он.

Судьба этого сугубо мирного парохода, попавшего в настойщий ад начала Великой Отечественной войны, символична сама по себе. А история его гибели отчетливо высвечивает бесчеловечный характер ведения войны нацистскими захватчиками, топившими гражданские и госпитальные суда. История участия судна в Таллинском переходе и его гибели дошла до нас благодаря подробному рапорту чудом выжившего капитана судна Эрнста Вейнбергса и многолетним исследованиям и публикациям военного историка исследователя перехода контр-адмирала в отставке Радия Анатольевича Зубкова.

Таллинский порт, сентябрь, 1941 год. Фото: wikipedia.org/Bundesarchiv, Bild 141-0154 / CC-BY-SA 3.0

Таллинский порт, сентябрь, 1941 год. Фото: wikipedia.org/Bundesarchiv, Bild 141-0154 / CC-BY-SA 3.0

К 27 августа 1941 года 524-й военный транспорт принял на борт в Таллине более 1000 человек, из них 850 раненных военнослужащих и 200 гражданских лиц - в основном женщин и детей.

Как только пароход вышел на Таллинский рейд, он сразу же подвергся атакам авиации нацистов.

Из рапорта капитана судна Эрнста Вейнбергса:

"В 12 часов при налете вражеских самолетов на рейд авиабомба  крупного калибра разорвалась в 5 метрах от корабля. При сотрясении лопнул кингстон, судно получило течь и деформацию подводной части  корпуса. Течь устранили своими средствами.

В 14 часов рейд подвергся  сильному артиллерийскому обстрелу. Опасаясь попаданий отошли подальше на N. В 22 часа подошли к в/к "Ленинградсовет" становясь в караван для отхода, следуя за п/х "Вирония". В 23.30 из-за шторма N 7 и плохой видимости, по приказу лидера, в/к "Ленинградсовет", стали на якорь".

28 августа с рассветом  рейд вновь подвергся артобстрелу".

Это было лишь начало кошмара. В ходе прорыва судно неоднократно наталкивалось на уже установленные захватчиками линии минных заграждений. А пройдя их, по нескольку раз в день подвергалось обстрелам и бомбёжкам вражеской авиации.

В отсутствие тяжелого вооружения (у экипажа было только стрелковое оружие), главным способом защиты стало умелое маневрирование. При этом экипаж под обстрелом героически спасал людей с погибающих судов конвоя. С учетом спасенных, к вечеру 29 августа на судне, по разным оценкам, находилось уже 1300 - 1500 тысяч человек, почти все раненные или обессиленные после долгого нахождения в холодной морской воде.

 

"У острова Прангли подверглись  артобстрелу и налету вражеских  самолетов. Попаданий не было. Напротив остр. Мохни приняли на борт утопающих с поврежденного п/х "Вирония". По приказу коменданта вышли из каравана и пытались взять на буксир п/х  "Вирония", несмотря что п/х "Калпакс" было судно госпитальное и место  нахождения подвергалось артобстрелу…

29 августа с рассветом следовали дальше. До Гогланда  почти беспрерывно пароход подвергался бомбежке с вражеских самолетов. Однако все время вывертывались от попаданий. Ст. механик заявил, что от близких разрывов авиабомб появилась течь.

В 12.30 пройдя о. Гогланд опять подверглись бомбежке. Течь усилилась, но была откачиваема. В 14.30 прошли о. Б. Тютерс.

В 16.30 на SO (юго-востоке) появилась группа вражеских самолетов в количестве 11. От залпов бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов. Послав старш. пом. в защищенную рулевую рубку, продолжал маневрировать.

В 16.40 был ранен пулей  в левое колено".

Германские самолеты раз за разом заходили в атаку на беззащитное судно-госпиталь, обстреливая его из пулеметов и сбрасывая на него бомбы. Одна из них попала в трюм № 1, и нос судна начал медленно погружаться в воду. Истекающий кровью капитан отдал приказ спустить шлюпки. Секунду спустя ещё одна бомба взорвалась в трюме № 2. Пароход начал быстро тонуть.

Стрелковое оружие бойцов на палубе парохода

Стрелковое оружие бойцов на палубе парохода "Калпакс". Фото: Разведывательно-водолазная команда

Из рапорта капитана «Калпакса» Эрнста Вейнбергса:

"Застопорив машины, отдал приказ «спасайся  куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода.

После неполных двух минут от первого попадания бомбы, был  в 16.45 смыт с мостика и вместе с  водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к  кучке досок и людей, которые  вытащили меня на доски. Немного отдохнув, начали из досок оборудовать плот. Связали из досок основание плота. В виду потери крови не было больше сил стоять на досках. Увидев, что  к нам подгребли повар и  машинист парохода и стащили меня с досок на свой плотик. В это  время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х "Калпакс", которые  держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел. На утро 30/VIII, гребя досками, подплыли к горящему п/х "Ярвамаа", забрались на него, откуда нас в 8 часов сняли тральщики.

Должен отметить, что команда  п/х не поддалась панике и все  приказы исполняла сознательно  и самоотверженно до последнего".

Примечательно, что уже после того как "Калпакс" пошел ко дну, самолеты нацистов продолжали обстреливать плавающих людей из пулеметов и бомбить их. Свидетели вспоминали, что германские летчики фотографировали трагедию с высоты в несколько десятков метров.

Всего из находившихся на борту парохода примерно полутора тысяч человек спаслось не более 70-ти…

Останки парохода скрывают внутри себя одно из крупнейших братских захоронений на Балтике. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Останки парохода скрывают внутри себя одно из крупнейших братских захоронений на Балтике. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Экспедиция "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода" началась 5 мая и продлится до конца  августа. 28-29 августа, в день, когда будет отмечаться 80-летие великого подвига и великой трагедии перехода, на острове Гогланд пройдут мемориальные мероприятия. Это совместный проект Русского географического общества, Разведывательно-водолазной команды и инженерной компании "Фертоинг", осуществляемый в тесном взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации. Символично, что именно моряки Балтийского флота сегодня участвуют в поиске погибших кораблей и судов и в увековечении памяти их героических экипажей.

В ходе совместной экспедиции планируется найти и идентифицировать полтора десятка погибших во время перехода кораблей и судов, покоящихся на дне Финского залива. По итогам поисковой работы будет создана интерактивная карта с точными координатами затонувших судов и их трехмерными проекциями. Планируется также собрать максимум информации о погибших в ходе Таллинского прорыва – и военнослужащих и гражданских.

Проект поддержан "Фондом Президентских грантов" и компанией "Транснефть".

 

Айвар Валеев