Science-арт

Об экологически важных вопросах сейчас задумываются не только на политическом, но и на глобальном уровне. Многие стороны жизни уже пропитаны идеями о необходимости защищать природу и следить за ней.  Одна из таких сфер — современное искусство. Мне хочется рассказать об этом на примере выставки, на которой я работала волонтёром. "New Elements" — выставка в Новой Третьяковской галерее. Я часто пишу об искусстве, но раньше не слышала о science-арте. Это феномен, который объединяет науку и искусство и служит для полезных человеку целей. Выставка "New Elements" была посвящена взаимоотношению человека с природой, тому, как мы можем на неё воздействовать. Это только конкретный пример, на самом же деле художники всё чаще обращаются к подобной проблематике.

Выставка состояла из трех разделов — "Аутографические измерения", "Вычисляя с природой" и "Цифровая материальность". Красной нитью через неё проходила идея о родстве природы и компьютера. Якобы с помощью своих новых технологий человек может исследовать природу и понимать, как он влияет на неё и как может ей помочь.

Можно коротко изложить эту концепцию: всё, что происходит в атмосфере, почве и воде, фиксирует свои следы разными способами. Однако такие фотографические процессы не ограничиваются миром природы. Они также скрываются за миром цифровой информации. Они оставляют физические следы, по которым можно восстановить картину произошедшего. Нейронные сети и другие сложные цифровые системы, в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями в их непрозрачности и недоступности. Исследователи искусственного интеллекта, как натуралисты 18 века, записывают и изучают поведение этих систем и сетей. Работа художников в этом направлении также влечёт за собой множество этических, социальных вопросов. Например, глобальный экологический кризис. Об этом можно рассказать на конкретных примерах экспонатов с выставки.

Интерактивная инсталляция Терезы Шуберт "Пещера" — это работа, демонстрирующая взаимосвязь между природой и человеком. В пространстве, заполненном перекрывающимися изображениями в 3D-сканировании лесов и компьютерных серверов, есть биореактор, с которым зрители могут взаимодействовать с помощью света. Датчики считывают сигналы от водорослей, живущих в биореакторе, которые реагируют на свет. Посетители могут светить фонариками на инсталляцию, влиять на неё. Так цифровое и естественное сливаются всё больше и больше, и человек оставляет свой след в виде шума и помех в системе.

Другой художник, Илья Федотов-Федоров, исследовал отношения между человеком и природой, наукой и ритуалом. Его работа — "Экзо-ковчег". Художник взял засохшую шкуру лошади и увеличил её до реальных размеров с помощью 3D-принтера, сделав это памятником лошади и показав возможности создания памяти без манипулирования живым существом. Обращаясь к теме таксидермии и исследуя возможности 3D-сканирования, художник прослеживает истончение грани между реальным животным и его цифровой копией.

Одна из самых захватывающих инсталляций — из серии Томаса Сарацено. Художник собрал частицы черного углерода из воздуха Мумбаи и использовал их для создания изображений частиц космической пыли. Как и проблема загрязнения воздуха, проблема космической пыли затрагивает каждого человека на нашей планете, но в совершенно разных временных масштабах. Вещество, отравляющее атмосферу, становится для художника средством общения со зрителями, напоминая нам об уязвимости, об опасности ее потенциального разрушения.

Сейчас не остается ни единого сомнения в том, что вопросы помощи планете волнуют художников и изучаются ими. Мне кажется, такая попытка привлечь внимание большего числа людей к экологической ситуации заслуживает уважения. Это всего лишь один пример, но он демонстрирует, что и в России современное искусство становится более осознанным. "New Elelments" — только вторая выставка science-арта в Москве. Скорее всего, дальше их будет больше и мы продолжим узнавать о  поддержке природы с помощью современной науки.


Источники:

Автор: Мария Поворова, Журфак МГУ

Тэги: