Известный фотограф дикой природы Кирилл Уютнов провёл мастер-класс "Как создать идеальный природный кадр". Его выступление стало вторым в рамках цикла, направленного на поддержку участников фотоконкурса "Самая красивая страна".
Участников мастер-класса Кирилл Уютнов сразу огорошил:
— Придётся вас разочаровать: идеальных кадров не бывает.
А когда наступила пауза и все замерли в непонимании, он продолжил:
— Но всегда нужно пытаться достичь этого уровня.
Фотограф назвал семь слагаемых успешного кадра: подготовка к съёмке, свет, композиция, новизна сюжета, акценты, инновации, обработка. Затем остановился на каждом подробнее.
По вопросам подготовки к съёмке Кирилл Уютнов рекомендовал обратиться к итогам мастер-класса Екатерины Васягиной. Он только отметил, что никогда нельзя ограничиваться подготовкой техники и зарядкой аккумуляторов. Важно продумать все этапы следования по маршруту, чтобы наиболее рационально расходовать время в путешествии.
Главное в фотографии — свет. Он лежит в основе любой работы. Кирилл Уютнов посоветовал обращать внимание на золотой час — время до восхода и после заката, а также на облачность и туман, которые создают мягкое освещение. Конечно, можно использовать и жёсткий свет, но, скорее, в необычных локациях, например в ущелье.
Также важно следить за сменой погоды. Например, когда закончится дождь и выглянет солнце из-за туч, будет шикарное освещение, но просуществует оно всего несколько минут, поэтому фотографу придётся реагировать очень быстро.
— Приходите на локацию, ставите лагерь и будьте готовы к любым условиям освещения.
Кстати, во время ночной съёмки на длинной выдержке можно не увидеть многих деталей сюжета. Они обнаружатся только в готовом изображении. При наличии недостатков их придётся корректировать на этапе постобработки.
Найти в природе удачные композиционные решения и сложно, и увлекательно одновременно. Например, однажды Кириллу Уютнову пришлось проявить терпение и в течение 40 минут смотреть в видоискатель, пока овцебыки не займут в кадре нужные места и не сложится гармоничная композиция.
Нельзя исключать удачу. Во время съёмки на тримаране в море Лаптевых фотограф поймал в кадр нерпу совершенно случайно:
— Я долго снимал животное, и безрезультатно. Двигалось оно быстро и непредсказуемо. То появлялось над поверхностью вводы, то уходило на глубину. В какой-то момент я навёл объектив на поверхность воды чисто механически, и вдруг спустя мгновение появилась голова нерпы. Это было потрясающе!
Когда говорят о новизне в кадре, то большинство считает, что это должна быть новая локация. Якобы в известном месте получить что-то необычное невозможно. Кирилл Уютнов уверен, что даже на старой локации можно найти новый ракурс, который поразит зрителей. Иногда на помощь приходит сама природа. Например, лёд на Байкале всегда разный, поэтому каждый год фотографы получают здесь снимки, которые отличаются от сделанных ранее.
В то же время сам Кирилл Уютнов предпочитает уезжать подальше.
— Так вы получите удовольствие и от путешествия, и от знакомства с новым местом. А новые впечатления обязательно позволят получить интересную съёмку.
Акценты связаны непосредственно с композицией. В изображении должны присутствовать такие элементы, которые привлекут внимание зрителя и станут отправной точкой для визуального изучения, — яркие пятна, луч света, жёлтое дерево на фоне зелёного массива и проч.
Фотографу не следует забывать про технологические тенденции и новые подходы в съёмке. Например, в своё время необычным решением стала технология HDR (High Dynamic Range — расширенный динамический диапазон). Сейчас всё чаще применяют дистанционное управление, запускают дрон, чтобы снимать животных с верхнего ракурса.
Кирилл Уютнов рассказал, как снимал нарвалов с вертолёта. Получился строго вертикальный ракурс, и зрители могут решить, что использовался дрон.
— На самом деле вертолёт сделал поворот, а я вывалился наполовину из иллюминатора. Конечно, повторить такой кадр нереально.
Другой тренд предполагает снимать животных так, чтобы в кадре присутствовала окружающая обстановка. Для этого подходит широкоугольный объектив. Кирилл Уютнов использует 16–35 мм. А лучше всего иметь две камеры с двумя объективами: широкоугольным и телевиком.
Обработку следует применять всегда, чтобы довести изображение до того уровня, который будет соответствовать авторскому замыслу. Обработка допускается любая. Главное, чтобы это вмешательство не приводило к изменению (искажению) сюжета и формированию у зрителей ложного впечатления. Собственно, об этом говорится в условиях всех фотоконкурсов.
Завершился мастер-класс Кирилла Уютнова небольшим портфолио-ревю. Он проанализировал все снимки, которые ему заранее прислали участники, дал свои рекомендации. Спикер показал на практике, как применять семь слагаемых успешного кадра. Оказалось, что многие работы можно серьёзно преобразить даже на этапе постобработки и затем смело отправлять на фотоконкурс. Такая уверенность — уже победа. По крайней мере, для автора.
В нашей группе в “ВКонтакте” вы можете посмотреть эксклюзивные трансляции мастер-классов фотографов, цель которых помочь участникам фотоконкурса «Самая красивая страна».
Выступление Кирилла Уютнова:
Узнать больше про Кирилла Уютнова
Подать работы на конкурс «Самая красивая страна»
Владимир Нескоромный