Сентябрьский Набиль

В рамках проекта «Сахалино-Курильская десятка» осуществляемого при поддержке Правительства Сахалинской области в сентябре 2021 года группой сахалинцев совершены восхождения на три вершины Набильского хребта, входящие в десятку самых высоких вершин острова Сахалин. Административно они являются граничными точками Тымовского и Смирныховского районов. Вершины эти малопосещаемые - восходителей поднявшихся на гору Невельского не наберется и десятка. Данные восхождения проводятся с целью определения и описания оптимальных маршрутов на десять самых высоких вершин острова и установки там информационных табличек с указанием названия вершины и ее высоты. В дальнейшем, информация об этих маршрутах обеспечит возможность сахалинским и российским туристам совершать последующие самостоятельные восхождения на эти вершины.

Вся десятка высочайших вершин острова Сахалин находится в Восточно-Сахалинских горах. Эти горы расположены в средней трети острова в восточной его части между Тымь-Поронайской низменностью и побережьем Охотского моря. Северной частью Восточно-Сахалинских гор является Набильский хребет. А северной оконечностью хребта - гора Стланиковая (отм. 453,4 м) расположенная в десяти километрах севернее села Арги-Паги.

Далее Восточно-Сахалинские горы протянулись на юг. Набильский хребет оканчивается в районе села Первомайское Смирныховского района, а Восточно-Сахалинские горы плавно поворачивают на юго-восток и заканчиваются в основании полуострова Терпения горой Косая высотой 230,3 м. Участок Восточно-Сахалинских гор от реки Лангери до полуострова Терпения называется Центральным хребтом. Границей Набильского и Центрального хребтов является среднее течение реки Лангери, примерно в 30 километрах ниже по течению от села Первомайское. Общая протяженность Восточно-Сахалинских гор около 280, а ширина в самой широкой части около 45 км.

Название Набильского хребта является производным от названия залива. Само же название по Чунеру Михайловичу Таксами происходит от нивхского слова «нгабиль», что означает «большие нерпы». Владимир Михайлович Санги переводит название как «место крупных зверей», от слова «нгга» - зверь.

Вершины Набильского хребта удалены от населенных пунктов и дорог, и основную сложность восхождения на них составляет не столько крутизна склонов, скалы, заросли кедрового стланика, сколько длительный и сложный подход к вершинам. В связи с этим в группу брали только тех, кто имел необходимый опыт передвижения в горно-таежной местности, организации полевого быта, ночевок в палатках в условиях низких температур, приготовления пищи на газовых горелках и костре и прочего. Кроме 12 южно-сахалинцев, в восхождениях приняли участие трое представителей туристического клуба из пгт Ноглики. В составе группы были и студенты Сахалинского государственного университета.

Период выхода выбирали осенью, чтобы уровень воды в реках был низким, высокотравье полегло, ночные температуры были ещё плюсовые, и снег не успел накрыть хребты.

В пятницу, 24 сентября вечером, часть группы заняла места в поезде Южно-Сахалинск - Ноглики и отправилась в путь. Около шести часов утра поезд подошел к тихой лесной станции Палево, расположенной у села Ясное Тымовского района. Название станции Палево имеет нивхское происхождение, от слов «пал» - гора, покрытая лесом, и «во» – селение. Такое же происхождение имеет название северной оконечности Восточного хребта полуострова Шмидта - хребет Пал.

Стоянка поезда одна минута, быстрая выгрузка и посадка в две ожидающие машины. Еще три человека подъезжали к месту встречи на машине из Южно-Сахалинска, и трое из поселка Ноглики.

 

По лесным дорогам

От села путь лежал на восток вдоль течения реки Тымь, которую переехали по мосту, недавно наведенному вместо смытой паводком железнодорожной платформы. По пути, у обочины дороги, стояла любопытная птица - дикуша, не обратившая никакого внимания на проехавшие рядом машины. Тем временем поднималось солнце, и хребет, лежащий впереди, запылал в его лучах. Ещё около 20 километров проехали вдоль течения притока Пороная реки Лонгари. Там где старые лесовозные дороги заросли и пришли в негодность началась пешая часть пути. Движение заранее спланировали по течению притока Лонгари - ручья Поворотный. Но для того чтобы в дальнейшем можно было выбрать лучший путь, решили пойти альтернативным маршрутом к вершине, которым уже проходил руководитель ногликского клуба Юрий Величко. По правому притоку ручья Поворотный, минуя невысокий перевал, перешли в долину реки Громова. Истоки её находятся непосредственно на склонах горы Водораздельной. В начале пути долина была относительно широкая, и шли вдоль русла по заросшим берегам. Покрытая утренней росой трава и кустарники намочили одежду. Вода, пропитавшая куртки, струилась по рукам. Взошедшее солнце высушило листву. Долина становилась все уже. Это была уже не река, а ручей, стиснутый крутыми склонами. Он становился глубже, исчезли горизонтальные полки у берегов и идти приходилось в основном по руслу. Тогда участники похода поняли настойчивые требования надевать болотные сапоги. Пока в ручье еще была вода, остановились на обед, готовили макароны с тушенкой.

Выше падение ручья становилось все круче, он падал водоскатами и мелкими водопадами, которые приходилось обходить по склонам. Затем путь преградила теснина с четырехметровым водопадом, которую обошли по крутому южному склону, и, пройдя через густые заросли кедрового стланика, вернулись обратно в русло. Ближе к истокам ручей выточил себе ложе в скале, по которой карабкались все выше. Наконец русло кончилось и каждый набрал по две полуторалитровые бутылки воды. От хребта группу отделяла только полоса низкорослого стланика, перемежающаяся проплешинами, заросшими брусничником. Спелые крупные ягоды ярко-красными гроздьями свисали с кустиков, и тёплые, нагретые на солнце, хорошо освежали и утоляли жажду. От места выхода на хребет до скалистой вершины горы Водораздельная оставалось около трёхсот метров. Оставив рюкзаки на хребте, прошли на вершину. С южной стороны вершины лежала придавленная камнями металлическая табличка с надписью "Вымпел экспедиционного отряда снеголавинной службы. г. Водораздельная Июль 1996. Состав отряда Вашакидзе П.С. Жданов А.В. Бочкарев С.В."

Укрепив информационную табличку с названием горы и её высотой - 1428 метров, поспешили к рюкзакам чтобы до темноты успеть к месту установки лагеря, которое удалось рассмотреть сверху. В километре южнее по хребту, в седловине, неподалёку от вершины горы Чехова, хребет расширялся, и виднелась широкая горизонтальная площадка, на которой можно было расставить палатки.

 

На склонах Набиля

Солнце уже заходило за горизонт, горы отбрасывали чёткие тени на склонах хребтов, лежащих восточней. Сгущались сумерки, и выбирать дорогу среди скал и стланика становилось все сложнее. К площадке вышли уже в кромешной тьме, при свете фонариков. По пути был найден сброшенный рог северного оленя. Для экономии воды готовили заварное картофельное пюре с охотничьими колбасками. Вскоре с востока над горизонтом взошла яркая, но уже идущая на убыль, луна, залив окрестности мертвенно-бледным светом. Просыпаясь ночью в палатке от звука шуршащих на ветру ветвей, ее яркий свет вводил в заблуждение – казалось, что стенки палатки светятся от восходящего солнца. Ночные температуры в лагере, находящемся на высоте 1200 метров, были около нуля, но все были предупреждены заранее и спальные мешки в поход взяли соответствующие. Овсяная каша на завтрак и выход на следующую вершину. Низкорослая растительность местами была покрыта изморозью. Через сорок минут группа поднялась на гору Чехова. С северной стороны было не ясно почему она выделена отдельной горой - это стало понятно при переходе к горе Невельского, когда ее величественный и ярко выделяющийся силуэт увидели с южной стороны. А с самой вершины горы Чехова на юге была видна массивная безымянная вершина - отметка 1399, увенчанная скальной короной, и далее, отделенная от нее глубокой седловиной, с различимым триангуляционным пунктом на вершине - гора Невельского. После установки таблички, трезво оценив свои силы, часть группы вернулась в лагерь. Остальные вышли к горе Невельского. Около трех километров путь лежал по узкому хребту с крутыми склонами, с частоколом острых скал, густо поросшему зарослями стланика. Стланик изматывал по пути к горе. Предстоящее возвращение обещало отобрать последние силы. Этот участок заставил вернуться ещё нескольких человек.

Все чаще посещали мысли развернуться, но такой подарок от природы, как ясный осенний день, безветрие и прекрасная видимость нельзя было не принять - оставалось переставлять ноги, считая шаги. Вперёд шло только пять участников. Предвершинный взлёт отметки 1399 встретил голыми скальными останцам у подножия которых были навалены выбеленные солнцем и дождями остатки ветвей стланика после когда-то прошедшего здесь пожара. Саму вершину обошли, траверсируя склоны, выйдя на седловину. Оставался последний рывок, но и сил оставалось немного. Поднявшись на гору Невельского с удивлением посмотрев на часы, обнаружили, что время только 12 часов. Окинув взглядом окрестности, стало понятно, что недаром вершина отмечена на картах как командная - обзор с неё открывался потрясающий. Казалось высота не 1397, а намного выше. Юго-западнее начинался Поронай, пока ещё зажатый хребтами, а северо-западнее - Тымь. Далее на запад они вместе вырывались на простор, затем - разбегались в противоположные стороны, образуя Тымь-Поронайскую долину, где над ней в голубой дымке возвышалась гряда Западно-Сахалинских гор.

Именем Невельского названа не только эта гора. Одноименная вершина высотой 399,4 м находится на берегу Татарского пролива, в трех километрах юго-восточней села Симаково Холмского района.

Укрепив табличку под геодезическим знаком, пришлось выходить в обратный путь. В седловине под вершиной отдохнули у небольших озер, покрытых сантиметровыми пластинами льда. Неподалёку находились истоки ручья, и как не жаль было терять высоту, которую снова предстояло набирать, спустились за водой для лагеря, набрав шесть бутылок, опустевших за ужин и завтрак. Обратный путь запомнился бесконечной чередой стланика, покрытыми смолой ладонями, и набившей оскомину брусникой. Пить воду на ходу нет смысла, да и экономили её на ужин, мечтая сварить борщ. Первоначально, к ужину планировали спуститься в долину ручья, где не было бы недостатка в воде, но закат и рассвет на хребте настолько всех впечатлил, что хотелось полюбоваться ими ещё раз. Да и снаряжение останется сухим, потому что на высоте не было важных туманов как в низинах.

Какая радость была, когда снова появилась радиосвязь и услышали, что из лагеря тоже спускались к ручью, принесли воду и борщ уже готовится. К 17 часам солнце ещё было высоко. А члены группы, взошедшие на гору Невельского, медленно приближались к лагерю. Под ласковым солнцем седловина с раскинувшимися на ней палатками выглядела приветливо и уютно. На обложенной камнями участке со снятым дерном потрескивал небольшой костерок, над которым булькал котелок с борщом.

 

Обратный путь

Гораздо проще было пройти маршрут не так быстро, но участники похода - люди работающие, и не каждому удалось решить с выходными, ради которых кто-то брал дни в счёт отпуска, кто-то сдавал кровь. Поэтому шесть человек ушли к машинам, что бы за ночь успеть доехать и с утра выйти на работу. Остальные остались ночевать на хребте. Ещё один чарующий закат, ночевка, и с восходом вышли в обратный путь. Короткий подъем по хребту к истокам ручья Поворотный и спуск по нему. В русле ручья миновали четыре водопада, высотой от пяти до девяти метров, не считая множества мелких. Долина ручья расширилась, постепенно он превратился в речку, стали попадаться места старых вырубок и, наконец, вышли на давно заросшую лесовозную дорогу. Там, где она становилась проезжей, ожидали машины. Приготовив обед у ручья на лесной поляне, выехали к станции. Дождались поезда, затем убаюкивающий стук колёс, а через два часа после прибытия в город кому на работу, а кому на учебу.

До свидания суровый Набиль, и спасибо за такой ласковый приём! Спасибо, что встретил тёплой погодой, а главное прозрачным воздухом подарившим незабываемые виды! До скорой встречи!

 

Константин Чепурный