Сергей Алексеевич Золотарёв – первый литературный географ России

Золотарёв С.А.
Золотарёв С.А.

В.Н. Золотарёв – первый литературный географ России? Но он же не имел географического образования!

М.М. Да, Золотарёв окончил историко-филологический факультет Московского университета и занимался историей русской литературы и методикой ее преподавания. Зато он первым в стране применил картографический метод в литературных исследованиях!

В.Н. Как он к этому пришел?

М.М. Возможно, случайно… Первая историко-литературная карта России, опубликованная С.А. Золотарёвым в 1916 году, является частью его синхронистической диаграммы по истории русской литературы. Диаграмма представляет собой график, на котором изображаются годы жизни 225 писателей, выдающихся историков литературы и критиков России, начиная с 1661 года и завершая 1904 годом.

В.Н. Что же показано на карте?

М.М. Места рождения 225 русских писателей. Кроме того, в статье, сопровождающей литературную карту, Золотарёв демонстрирует первый опыт анализа литературно-географического пространства России. Он называет Москву «центральным гнездом» и «колыбелью» шестой части (точнее 18 %) всех русских писателей, другим литературным центром является Санкт-Петербург (8 %) от общего числа литературных деятелей. В качестве других центров Золотарёв выделяет Киев и Левобережную Украину: на берегах Днепра родилось 7% русских писателей. Такой же вклад в русскую литературу сделал Дон. Вне конкуренции выступает «великая литературная река» Волга, на берегах которой родился каждый пятый литератор России.

istoriko-literaturnaya_karta_rossii_1916.jpg

Историко-литературная карта России 1916 года
Историко-литературная карта России 1916 года

В.Н. Такие результаты применительно к столицам ожидаемы… Он пытается объяснить факторы, влияющие на рождение талантов?

М.М. Да. Он рассматривает ряд географических факторов, стимулирующих литературное творчество, – от природных до исторических и экономических.  Среди них: торгово-промышленная активность, расположение города на водных путях, древность основания, богатство памятниками и историческими воспоминаниями, красота местоположения, наличие культурных и природных границ.

По мнению автора, не количество, а качество населения определяет интенсивность литературной жизни. К концу XIX в. городское население составляло 20% населения страны, при этом столицы, губернские и крупные уездные города дали половину всех писателей. Этот вывод Золотарёв «отливает» в красивой литературной формуле: «Где больше жизни, там звучнее поэзия». Позже свой факторно-аналитический подход он назовет антропогеографией даровитости.

В.Н. Антропогеография даровитости? Наверное, ему были известны работы антропогеографов начала XX века – Л.С. Берга, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.А. Крубера?

М.М. Во всяком случае с известным литературоведом и краеведом Н.П. Анциферовым, знавшим этих географов, он встречался…

В.Н. А что представляет его книга «Литература в цифрах и схемах», вышедшая в 1929 году. Он оценил возможности картографического метода?

М.М. В полной мере. Он существенно расширяет объем исследовательской базы (почти до 900 литераторов), но, главное, опять же, впервые предпринимает попытку литературно-географического районирования России.

В.Н. Вижу… На новой литературной карте страны он «упаковывает» информацию по губерниям.

М.М. В работе 1929 года он составляет уже 5 литературных карт – 4 карты по этапам (с 1620 по 1906 гг.) и одну сводную – результирующую – карту.

В.Н. А выводы получились сходные?

М.М. Да. Во многом они совпадают. В качестве литературно-географических монбланов по-прежнему выделяются столицы России – Петербург (127 писателей) и Москва (118). При этом карта демонстрирует различие: у Петербурга, «выросшего» на инокультурной почве, отсутствует литературная провинция. В тоже время Москва как полноценная русская столица окружена поясом исторических губерний, плодовитых на литературные таланты (более 20 уроженцев-писателей в каждой). В это среднерусское литературное окружение Москвы входят Тверская, Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская, Тульская и Орловская губернии.

ris._3._istoriko-literaturnaya_karta_rossii_1929_goda.jpg

Рис. 3. Историко-литературная карта России 1929 года С.А. Золотарёва. 4-й период: с 1873 по 1906 гг. Цифрами показано количество писателей – уроженцев региона.
Историко-литературная карта России 1929 года С.А. Золотарёва. 4-й период: с 1873 по 1906 гг. Цифрами показано количество писателей – уроженцев региона.

Так же как и на карте 1916 года, выделяются два ареала наибольшей интенсивности порождения литераторов – Поволжский (Симбирская и Саратовская губернии) и Полтавский. Последний дал миру русских (Гоголь, Херасков, Гнедич) и украинских писателей (Котляревский, Навроцкий).

Значительный интерес представляет объяснение литературно-географических «провалов», особенно для некоторых исторических регионов. Небольшую писательскую плодовитость Псковской и Новгородской губерний Золотарёв объясняет уничтожением и перемещением региональной элиты во времена Ивана Грозного. Тот же эффект для Нижегородской губернии, родившей протопопа Аввакума, автор увязывает со слабым развитием в регионе дворянско-усадебной культуры.

В качестве территорий с наименьшим числом родившихся русских писателей выделяется крайний Запад, Север и Сибирь. Вместе с тем за 300 лет отмечается существенное расширение литературного пространства России – с 29 губерний в первом периоде до 59 в четвертом.

В.Н. Но он же не называл себя литературным географом?

М.М. Нет, не называл. Но он впервые применил картографический метод для анализа литературного материала и получил интересные результаты.

В.Н. Действительно. Получается, разрабатывая методологию пространственного анализа развития литературного пространства России, Золотарёв выходит на попытку увязать своеобразие регионального культурного ландшафта с активностью литературного творчества, а выделяя и соотнося границы плодовитых и «неплодовитых» на литературные таланты ареалов с региональными административными границами, он закладывает основы региональной литературной географии, включая литературно-географическое районирование России.

М.М. На мой взгляд, его работы, выполненные столетие назад, по-прежнему актуальны. Перспективно применение предложенного метода в исследованиях литературной географии советской и постсоветской России…

В.Н. Вот и получается, что С.А. Золотарёв – первый литературный географ России.