head-bg-picture

Сергей Горшков: «От взгляда все зависит больше, чем от техники»

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

Сергей Горшков: «От взгляда все зависит больше, чем от техники» Сергей Горшков: «От взгляда все зависит больше, чем от техники»

Сергей Горшков – российский фотограф, завоевавший международную известность. Именно по его работам и публикациям в журналах в мире знают такие удивительные места России, как Камчатка, остров Врангеля, плато Путорана, Таймыр, побережья российских арктических морей, дельта Волги. Любимая тема Сергея – дикая природа Арктики.

Сергей Горшков

Сергей Горшков

Он любит осмысливать процесс фотографирования и подготовки к нему – за несколько лет уже собрал материал для объемного учебника по съемке дикой природы. Выставки Сергея Горшкова прошли, помимо России, в Германии, Финляндии, США, Италии, Франции, Польше, Голландии, Бельгии, Корее, Китае и многих других странах мира.

В 2015 году Сергею предложили возглавить жюри фотоконкурса Русского географического общества «Самая красивая страна». Мы попросили фотографа ответить на часто возникающие у участников вопросы.

Лисы на снегу. Фото: Сергей Горшков

Лисы на снегу. Фото: Сергей Горшков

– Какие фотографии имеют шансы на победу в конкурсе «Самая красивая страна»?

– Конкурс «Самая красивая страна» стартовал год назад. Идея конкурса – средствами фотографии показать красоту дикой природы России. Кроме того, очень хочется объединить под крылом РГО лучших фотографов страны.

Есть несколько факторов, которые очень сильно влияют на судьбу конкурсной фотографии. Прежде всего, это взгляд автора – особый, фотографический. Его можно развивать в течение жизни. Вообще, каждый человек видит по-своему. Поставь на одной точке съемки десять фотографов –  ведь каждый снимет по-своему! В том числе – сделает свой собственный выбор оптики. Один, скажем, возьмет широкоугольный объектив, кто-то, наоборот, телевик. И каждый отразит увиденное так, как видит именно он.

Второй фактор – это кропотливая работа, которая стоит за каждой фотографией. Снять – одно, а вот провести отбор, увидеть нужный кадр – другое. Это очень сложно любому из нас. Ведь после каждого съемочного дня остаются сотни кадров – и из них часто надо выбрать всего один! Уложить в один кадр из тысячи нужное сочетание света и момента, особенности ситуации.  Так вот, это тоже можно сделать по-разному. И в результате – даже в тех местах, где всё, казалось бы, снято и переснято по 150 раз, кто-нибудь из фотографов нет-нет да и сможет сделать свежий, новенький кадр.

Если человек взглянет на что-то обыденное  особым взглядом, который сделает весь сюжет необычным – то случится настоящее чудо.

Для меня, как для зрителя, самое важное в фотографии – это свет, момент, уникальность, и есть один ключевой компонент, на который я всегда обращаю внимание, – новизна! Выбирая маршрут экспедиции, я всегда оцениваю – стоит ли мне ехать туда, где уже побывали многие фотографы? Есть ли в этом смысл? Не лучше ли посетить какое-то место, где еще никто не был, и привезти оттуда действительно уникальный материал? Конечно, это не всегда возможно – но стремиться к новизне, мне кажется, правильно.

На наш конкурс могут присылать работы люди со всего мира. Но фотография обязательно должна быть сделана на территории России – а не так, как некоторые поступали в прошлом году: сняли медведя в Америке или Финляндии и написали, что это снято в нашей стране. Сейчас, в отличие от прошлых десятилетий, такой обман не пройдет: достаточно просто определить, какое именно животное снято и в каком ландшафте. Поэтому хитрить здесь бессмысленно.

Для любого фотографа участие в конкурсах – это не только возможность проверить собственные силы и продемонстрировать широкой публике свое видение и взгляд, но и шанс показать себя, получить оценку профессионалов.

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

– Обязательна ли для победы мощная дорогая техника?

– Конечно, нынешние технологии позволяют делать хорошие фотографии даже на элементарную «мыльницу». Это с одной стороны. С другой – если хочешь быть конкурентоспособным, то и техника нужна хорошая, чудес все-таки не бывает.

Кстати, именно поэтому лично я против введения отдельной номинации для фотографий, сделанных на мобильный телефон. Я противник мобильной фотографии по одной простой причине: не знаю, что с ней потом делать.  Показывать себе любимому и друзьям? Пожалуй. А больше ничего. Настоящая же фотография – это качество. А качество – это значит хороший фотоаппарат, оптика, чтобы потом можно было распечатать картинку форматом 120*80... Повторю, это мое личное мнение.

Но если не впадать в такую крайность, то у обладателей «крутой» аппаратуры не больше шансов на победу, чем у остальных. От взгляда все зависит больше, чем от техники.


Камчатка. Медведь на заре. Фото: Сергей Горшков

Камчатка. Медведь на заре. Фото: Сергей Горшков

– Можно ли принять участие в конкурсе с пленочными фотографиями?

– Конечно. Многие фотохудожники снимали раньше или снимают сейчас на пленку. Такие работы мы тоже рассматриваем с удовольствием. Например, старейшему участнику прошлогоднего конкурса – Вадиму Евгеньевичу Гиппенрейтеру – на момент отправки фото было 98 лет, и он, разумеется, снимал в свое время именно на пленку. Фотография извержения вулкана Толбачик 1975 года, получившая признание жюри, была сделана как раз на пленку. И качество потрясающее. Поэтому пленка или «цифра» – все равно, главное уметь снимать.

На острове Врангеля. Фото: Сергей Горшков

На острове Врангеля. Фото: Сергей Горшков

– Есть ли у фотографов-профессионалов преимущество перед любителями?

Пожалуй, сейчас в фотографии живой природы довольно сложно провести грань между профессионалами и любителями. Профессионал, по каноническому определению – тот, кто зарабатывает на съемках деньги, но никакие гонорары сейчас не могут окупить сложные и дорогие экспедиции.

 Любители – то есть те, для кого съемки природы не работа, а увлечение – подчас снимают не хуже профессионалов, а даже лучше, так как они душу вкладывают.


Самооборона. Остров Врангеля. Фото: Сергей Горшков

Самооборона. Остров Врангеля. Фото: Сергей Горшков

– Как готовить и отбирать фотографии для конкурса? Нужна ли и допустима ли компьютерная обработка?

– Готовится к конкурсу каждый по-своему, конечно. Что касается меня лично, то я отбираю фотографии в несколько этапов. Сделал один отбор, потом дал снимкам «отлежаться», потом посмотрел свежим взглядом и еще раз провел отбраковку, потом показал «шорт-лист» тем людям, чье мнение мне ценно… В результате остается считанное число кадров, они и идут на конкурс.

По поводу обработки: на всех конкурсах периодически случаются скандалы по поводу «отфотошопленных» работ. В правилах нашего конкурса записано, что цифровая обработка не должна искажать содержание снимка. Это значит, что однозначно запрещены ретушь (замазывание объектов в кадре средствами графических редакторов) и коллаж (составление кадра из нескольких). Кстати, организаторы конкурса вправе проверить подлинность снимков – то есть запросить у фотографа исходный Raw-файл или пленку.

Что касается придания снимку большей драматичности путем цифровой обработки – мне кажется, это бессмысленно.

Хороший кадр, сделанный в нужном месте при нужном свете, не нуждается в обработке. А средненькую картинку фотошопом не исправить.


Взгляд. Фото: Сергей Горшков

Взгляд. Фото: Сергей Горшков

Как устроена система отбора работ и судейство на конкурсе «Самая красивая страна»?

– Отбор фотографий на конкурсе происходит в несколько этапов. Все крупные международные фотоконкурсы в этом плане устроены примерно одинаково – наш не исключение. Сначала присланные работы проверяются на соответствие правилам конкурса и конкретной номинации.  

Затем работа поступает к экспертной комиссии. Надо учитывать, что члены экспертной комиссии нашего конкурса – это опытнейшие фотографы и фоторедакторы, главы фотослужб крупнейших газет и новостных агентств. Опыт отбора у них колоссальный, ежедневно по долгу службы они видят тысячи снимков и быстро отбирают лучшие. И – я вам скажу – там иногда происходят такие бои! Так, в прошлом году обсуждение работ во время заседания экспертной группы продолжалось на несколько часов дольше, чем было запланировано: каждый до последнего отстаивал понравившиеся ему работы.

Экспертов нашего фотоконкурса мы представим уже после завершения финального отбора. Это, опять же, мировая практика, цель такой секретности – исключить давление на экспертов.

Отобранные экспертами работы поступают на рассмотрение жюри. И у каждого из них – свой взгляд, свое понимание, свои вкусы. Поэтому шанс на победу есть у всех работ, вышедших в финал. Кстати, в состав жюри в этом году вошел победитель фотоконкурса 2015 года Иван Кислов из Магадана.  Планируем, что это станет традицией: в следующем году один из победителей конкурса 2016 года также пополнит  состав жюри.

Важный момент: все работы, присланные на конкурс, рассматриваются анонимно. Ни эксперты, ни члены жюри не видят имен авторов фотографий. Когда в ходе награждения озвучиваются имена победителей, члены жюри слышат их впервые, одновременно со зрителями и участниками.

Особняком стоит номинация «Приз зрительских симпатий». Здесь предусмотрена возможность для каждого из вас стать членом жюри: судьбу работ решает открытое интернет-голосование. Зрители сами будут выбирать лучшую фотографию, зрителя не обманешь,  он ставит правильную оценку!Каждый  может отдать свой голос за понравившийся снимок. Ход голосования отображается на сайте фотоконкурса. При этом победитель получает  такой же приз, как и в других номинациях

- Какими  критериями руководствуются эксперты  при отборе работ?

Есть несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание. Во-первых, техническое качество – это обязательное условие отбора фотографий на первом этапе. Во-вторых, фотография должна соответствовать тому, что записано в правилах конкурса «Самая красивая страна». Если сомневаетесь – еще раз прочитайте правила, чтобы потом не было обидно. Это застрахует от глупых ошибок, например, когда нам вместо фотографий диких животных предлагают сколь угодно удачные, но снимки кошечек, собачек или голубей. Да, шутки о том, что эту кошечку перед съемкой хорошо разозлили, мы уже пошутили, и не раз.

Отдельное внимание – формату конкретной номинации, на которую вы выставляете вашу работу. Скажем, если речь идет о съемке первозданной природы – номинации «Самая красивая страна. Пейзаж», «Черно-белая природа», «Заповедная Россия» – то браком будет не то что живописный дом в кадре, но даже дорога, даже снегоходный след. Первозданная природа – природа нетронутая! При этом дороги, деревни, даже индустриальный пейзаж вполне уместны. Но в других номинациях – например, «Ускользающее наследие» или, собственно, «Индустриальный пейзаж».

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

Плато Путорана. Фото: Сергей Горшков

– Изменились ли правила фотоконкурса по сравнению с прошлым годом?

– Мы добавили три новые номинации. Еще чётче и конкретнее прописали правила конкурса. Усовершенствовали электронную систему отбора работ и сайт фотоконкурса. Думаю, что пройдет еще немного времени – и мы придем к оптимальному, идеальному состоянию. Ну а ошибки – точнее, возможности для улучшений – есть у всех и всегда. 

Этот проект, без преувеличения, наше детище. Пока бьется мое сердце, я, как и все остальные организаторы конкурса, буду желать, чтобы он рос и расцветал. Думаю, что уже вскоре «Самая красивая страна» станет номером один в России. Конкурс уже близок к этому. 

Текст: Татьяна Нефедова