Серьёзный подход – гарантия результата

Большая панда, или бамбуковый медведь, считается символом Китая и его национальным достоянием. Она обитает в южных и западных густых лесах некоторых районов провинций Сычуань, Шэньси и Ганьсу плотнонаселённого государства восточной Азии. Возраст современной большой панды составляет 2-2,4 млн лет в то время, как сам род черно-белого медведя возник около 7 млн лет назад. Но угроза абсолютного исчезновения повисла над этим травоядным хищником сравнительно недавно.

В 1970-х годах правительство Китая выяснило, что в мире насчитывается лишь 2 459 больших панд. С 1990-х эти животные стали считаться вымирающим видом. Тогда их популяция насчитывала всего около 1 200 особей. У этого было несколько причин.

Во-первых, сокращение площади их естественной среды обитания – бамбуковых лесов, находящихся в горных регионах, в которых часто идут дожди. Во-вторых, низкий уровень рождаемости. В-третьих, браконьерство, процветавшее из-за дороговизны меха бамбукового медведя. В-четвертых, панда-дипломатия. Такой жест, исходя из самого названия, нередко использовался во внешней политике для налаживания отношений между странами: пару медведей необычного окраса торжественно дарили главам других государств.

Риск перехода больших панд из Красной книги в Чёрную серьёзно озаботил властей КНР, и они решили основательно подойти к решению задачи, которая состояла в увеличении популяцию бамбуковых медведей и спасении вида от вымирания. Для этого правительство Китая впервые обратилось к международной природоохранной организации WWF, после чего, с начала 1880-х годов, фонд стал активно работать над сохранением больших панд.

Первым делом в Китае прекратилась панда-дипломатия, которая брала свои истоки в древности. Ещё во времена династии Тан (618-907 гг.) единственная в истории Поднебесной императрица У Цзэтянь подарила двух бамбуковых медведей японскому императору. Дарение этого редкого животного другим государствам стало привычным способом налаживания внешних политических связей лишь в 50-е годы XX века. Такая практика продолжалась вплоть до 1984 года. За этот небольшой временной промежуток в 9 стран было подарено 23 панды.

В 1984 год начался проект "Аренда панд", благодаря которому зоопарки всего мира получили возможность арендовать на десять лет чёрно-белого медведя, цена за одну особь которого составляет 1 млн долларов. Но важно отметить, что все живущие заграницей панды продолжают быть собственностью КНР, специалисты которой следят за заграничным уходом драгоценных животныъ. Все родившиеся детёныши также являются собственностью Китая и должны быть переданы в родные края. А за преждевременную гибель бамбукового медведя предусмотрен штраф в размере миллиона долларов.

Следующим шагом стала борьба с браконьерством. В 1881 году в Китае была запрещена торговля шкурой панд, стоимость которой порой достигала 200 тыс. долларов, а в 1988 году запрет пал и на охоту на этих редких животных. Нарушители сначала карались исключительно смертной казнью. Позже наказание смягчили: теперь человек, убивший панду, получает до 10 лет лишения свободы, однако при наличии отягчающих обстоятельств он может быть приговорен к пожизненному заключению или даже к смертной казни.

Затем в 1998 году китайское правительство приняло закон о прекращении вырубки лесов, на месте которых должны были появиться сельскохозяйственные угодья. Это произошло из-за нехватки пропитания для больших панд, которым, чтобы не голодать, необходимо от 12 до 38 кг бамбука в день. Например, одной взрослой паре панд необходимо примерно 3 тыс. гектаров бамбукового леса для комфортного существования. Также необходимой мерой стало создание заповедников для охраны оставшейся популяции редкого чёрно-белого медведя. В настоящий момент на территории КНР действует 67 заповедных зон с общей площадью около 1,4 млн. гектаров земли. В них обитает больше половины панд планеты.

Последним шагом, сделанным для увеличения популяции бамбукового медведя, стало создание питомников для этих животных. Один из них – Центр изучения и разведения гигантской панды в Чэнду – построенный ещё в 1980-х. Второй, образованный в 2003 году, – Питомник большой панды Бифэнся. Создание таких мест было просто необходимым из-за низкой рождаемости чёрно-белых медведей. Панды рожают детёнышей раз в два года. Если на свет появляется двойня (обычно такое происходит в половине случаев, в остальных 50% – один детёныш), то животное отказываются от одного из них, тем самым выбирая сильнейшего. Питомники всеми силами стараются сохранить обоих новорождённых, отдавая брошенного мамой малыша другой кормилице или переводя его на искусственное вскармливание. Также после родов организм мамы-панды сильно ослабевает: она меньше ест, посвящая много времени материнству (вскармливанию и воспитанию детёныша). Это значительно сокращает продолжительность её жизни. Центры в Чэнду и питомник в Бифэнся создают все возможные условия для сохранения жизни как малышей-панд, так и их мам. Сотрудники пристально следят за состоянием самок, поддерживая здоровье животных, и помогают взрослым особям ухаживать за детёнышами. Забота о малышах – непростое занятие, так как они очень хрупкие и подвержены многим заболеваниям. Это неудивительно, потому что при рождении их вес равен примерно 100 г, что составляет одну девятисотую веса матери. Продолжительность жизни большой панды в естественной среде обитания составляет 15-20 лет, в то время как в искусственно созданных условиях животное может жить и больше 30 лет.

В 2016 году Международный союз охраны дикой природы оповестил, что большая панда больше не находится под угрозой исчезновения. Сейчас животному присвоен статус "в уязвимом положении". Несколько лет спустя, в 2021 году, Китай согласился с тем, что статус бамбукового медведя понижен с "угрожаемого" до "уязвимого". В настоящий момент в дикой природе насчитывается около 2 060 особей.

Долгая и кропотливая работа Китая и WWF над увеличением популяции панд позволила уберечь прекрасный вид животных от исчезновения. Это отличный пример того, что можно достичь, если власти со всей серьёзностью начнут заниматься охраной такой многообразной природы.


Источник:

Автор: Татьяна Салдина, Журфак МГУ

Тэги: