Север помнит

Крушение "Эйры"

На ледоколе "Красин"  ученый Мария Гаврило, водолаз-исследователь Александр Чичаев, писательница Шарлотта Мур рассказывают о поисках яхты, затонувшей больше сотни лет тому назад у берегов Земли Франца-Иосифа. Ледокол помнит о своем славном прошлом и готов вновь сорваться в полярные широты, забирая с собой на борту этих троих. И они готовы: их жизнь по-разному связана с Арктикой – с легкой руки забытого практическими всеми, кроме них, Бенджамина Ли Смита.

После австро-венгерской экспедиции Вайпрехта и Пайра вторым на Земле Франца Иосифа был Бенджамин Ли Смит. Его история, согласно отечественным источникам, такова: "В 1880–1882 годах на судне "Эйра" на архипелаг попал шотландский яхтсмен Ли Смит, который открыл несколько островов. Яхта его потерпела крушение и затонула, команда уцелела и вернулась на родину". Почему шотландский яхтсмен отправился что-то открывать в Арктике? Так к этой теме пришла Мария Гаврило, руководитель проекта "Открытый Океан. Архипелаги Арктики", участник экспедиции по поиску "Эйры". Других ее коллег больше заинтересовал корабль, покоящийся на дне у берегов Земли Франца-Иосифа: его местоположение хорошо описано в дневниках экспедиции. Родилась идея проекта поисков, но выяснилось, что открыть нужно самого Бенджамина Ли Смита, который совсем не был известен. С одной стороны, искали "Эйру", с другой – Ли Смита. "Эйру" нашли.

Поиски Шарлотты

Для начала проясним:  британский яхтсмен родился в Англии. В шотландском Питерхеде родилось его судно "Эйра", видимо, поэтому в источники закралась ошибка. Год назад Мария Гаврило, чтобы восстановить историческую справедливость и рассказать о человеке, который в свое время описал половину Земли Франца-Иосифа, отправляется в Англию. Формально целью была командировка, связанная с участием в заседании Международной группы по арктическим морским птицам. Тема кандидатской диссертация Гаврило звучит так: "Белая чайка Pagophila eburnea (Phipps, 1774) в российской Арктике: особенности гнездования вида в современном оптимуме ареала". Символ Арктики – ее первый научный интерес. В то же время в Лондоне Мария пытается найти архивные материалы о Бенджамине Ли Смите: "Я посетила Королевское географическое общество. Потом Институт полярных исследований имени Скотта в Кембридже. Когда сказала, что меня интересует их британский полярный исследователь Бенджамин Ли Смит, не нашелся ни один человек, который бы что-то о нем знал. В музее при институте есть даже фотография Нансена, который на Земле Франца-Иосифа оказался после неудачной попытки достичь Северного полюса, но ни строчки о Ли Смите, который открыл южное побережье и два крупнейших острова".

Существовала единственная книга, посвященная истории Ли Смита и крушению "Эйры", американского археолога Питера Капеллоти. Он ссылался на Шарлотту Мур, которая написала историю Ханкокса, усадьбы Ли Смитов, где жили племянницы исследователя и где сохранились семейные документы. Поиски контактов писательницы не удались: Шарлотта будто опустила концы в воду. Тогда Мария Гаврило приехала в ближайший к Ханкоксу город, где можно было остановиться в гостинице, сообразила по иллюстрации из книги, где примерно находится усадьба, и пошла к ней пешком. На следующий день Ли Смиту исполнялось 190 лет, и Мария решила принести в подарок фотографию с Земли Франца-Иосифа и поздравить обитателей усадьбы с днем рождения пра-пра-прадядьки. Без звонка и записки идти в английский дом было невежливо, но она пришла.

Действия Марии не удивляют никого, кто на ледоколе "Красин" слушал о поисках "Эйры". Гаврило действительно пройдет пешком восемь километров до Ханкокса после заседания ученых-орнитологов: с корабля на бал – хотя в ее случае, скорее с корабля на корабль (даже сейчас, на "Красин", она прибыла после экспедиции "Открытый Океан" на судне "Профессор Молчанов"). В Арктике Гаврило работает почти 35 лет. "Здравствуйте! I'm Masha from Russia. Я пришла поздравить вашего дядю". Пожилая британка, свекровь Шарлотты, приоткрыла дверь и после пяти минут разговоров впустила Марию в дом.

Поиски себя

Спустя несколько дней Мария узнала, что накануне случилось отравление в Солсбери. И хорошо, что узнала после, иначе бы не пошла и не прикоснулась бы к истории удивительной семьи, что за три поколения не выбросила ни одной вещи. Марии выложили семейный архив с письмами, рисунками, фотографиями, вырезками из газет конца позапрошлого века. "Бенджамина Ли Смита в семье называют Дядя Бен, – в который раз рассказывает Шарлотта Мур, сначала Марии, теперь нам. – В 1828 году Бен родился в большой состоятельной семье, из которой также вышла Флоренс Найтингейл, знаменитая сестра милосердия Крымской войны, кузина Бенджамина. Его отец, тоже Бенджамин, был членом британского парламента, мать – модисткой. Отец никогда не женился на ней, хотя они имели пятерых детей. Несмотря на положение отца, маленький Бенджамин всегда был на обочине благородного общества". Потому ли выпускник Кембриджского университета ни дня не проработает юристом, а отправится к неизведанной полярной части земного шара? Он вырос в доме в Гастингсе, который стоял на южном побережье Англии, и каждый день наблюдал за холодным морем. За свою жизнь он совершит пять экспедиций в Арктику.

bls_portrait_1.jpg


Стивен Пирс. Портрет Бенджамина Ли Смита.

"Первая экспедиция на судне "Самсон" отправилась на Шпицберген для охоты на экзотических животных. Был такой спорт. Охотились на медведей, моржей, тюленей. Ли Смит был хороший стрелок, – извиняется Шарлотта. – Но уже вторая экспедиция этого образованного молодого человека была научной". В ней команда открывала новые земли архипелага, составляла карты, собирала коллекции, проводила океанографические исследования. Третья – гораздо раньше специальной спасательной экспедиции оказала помощь шведскому исследователю Норденшельду, который зимовал на Шпицбергене, но не так, как планировал. В этом походе Ли Смит взял к себе на борт белого медведя. На обратном пути медвежонок Самсон вырвался из клетки и почти нырнул в воду, когда Ли Смит схватил его. Медвежонок благополучно прибыл в Лондон и довольно долго прожил в городском зоопарке. Задумав новые арктические исследования, Бенджамин Ли Смит решает построить собственный корабль: предыдущие экспедиции отправлялись на фрахтованных норвежских судах. Так в 1880 году появилась «Эйра». Сконструированная специально для работы во льдах, она имела водоизмещение 240 тонн, длину 130 футов и паровой 50- сильный двигатель. Перед отправлением на борт «Эйры» поднялся 23-летний студент медик – будущий автор рассказов о Шерлоке Холмсе. В Арктику Артур Конан Дойл ходил на другом, китобойном судне, а команду Ли Смита просто поприветствал. «Эйра» должна была подтвердить гипотезу, что если в конце летнего сезона, когда ледовая обстановка легче, двигаться на восток от Шпицбергена, можно пройти к Земле ФранцаИосифа.

Поиски Бенджамина

Шарлотта Мур показывает фотографии экспедиции. Вот "Эйра" берет на борт запас пресной воды, вот прибывает к Земле Франца-Иосифа. Бенджамин Ли Смит дал более 40 названий географическим объектам архипелага, он выбирал для них имена членов своей семьи: есть фотография острова Мэйбл, любимой племянницы Ли Смита. Следующее фото – Бен тащит лодку на берег, фото – он разделывает тушу белого медведя. А вот стоят на льду шотландские моряки, крепкие ребята, никто не надел свитер, и белые рубашки сливаются со снежными вершинами за их спинами.

e099-014905.jpg


Команда "Эйры". Архивные фтографии хранятся в Лондонском королевском географическом обществе.

Бенджамин Ли Смит к тому времени уже был удостоен золотой медали Лондонского королевского общества. Но впереди его ждала самая важная экспедиция, для "Эйры" вторая и последняя. 15 августа 1881 года шхуна встала на якорь в трех милях от мыса Флора острова Нортбрук. 21 августа 1881 года "Эйра" была раздавлена льдами и потонула. Тонула быстро, но все 25 человек команды сошли на лед. Они успели взять с корабля шлюпки, провиант, ружья, боеприпасы, потрясающее количество шампанского и огромные белые дамасские скатерти. Они построили убежище из отпиленных верхушек матч, плавника и камней. Дом, в котором они проведут девять месяцев, назвали коттедж Флора. В одной части этого дома расположился Бенджамин и офицеры, в другой стороне от печки – команда. Социальное неравенство сохранялось. Жили с ними также благополучно спасенные от кораблекрушения собака, котенок и канарейка. Весь экипаж "Эйры" отчетливо понимал: придется зимовать. Они не смогут плыть по уже устанавливающемуся льду до июня, сейчас – поздний август. Выработалось строгое расписание. У каждого были обязанности и свой рацион питания, ежедневно выдавался ром. Консервы берегли для обратной дороги. Охотились на тюленей, белых медведей, не улетевших птиц. Медведь, накануне съевший тюленя, носил в желудке много жира, который использовали как топливо. В хорошем смысле медвежья услуга. Несмотря на потерю судна, экспедиция не просто выжила, но продолжала вести научные наблюдения: ею и были получены первые данные о зимовке на берегах Земли Франца-Иосифа. Они работали шесть дней в неделю, воскресенье – выходной, в который справлялась служба. Ли Смит не был религиозным человеком, но однажды поздней весной, когда продовольствие подходило к концу, а охота шла плохо, он лег и коротко помолился. Выйдя из дома, он увидел медведя и немедленно убил его. В июне льды начали таять. Сготовили консервы из мяса убитых животных. К четырем шлюпкам приделали паруса из дамасских скатертей. Это все, что осталось от "Эйры". Команда отправлялась с Земли Франца-Иосифа искать дом, отплывая в никуда. За ними на помощь было послано британское судно, но никто об этом не знал. В сторону Новой Земли они продвинулись на 400 миль, иногда плывя на лодках, иногда таща их через полосы сплоченного льда. Спасла их в прямом смысле надежда – у берегов Новой Земли стояло судно "The Hope".

eira_2nd_voyage_1882_original_map.jpg


Карта, показывающая путь "Эйры" к Земле Франца-Иосифа и возвращение команды на лодках на Новую Землю в 1881-1882 годах

"Дом, в котором после возвращения жил Бенджамин Ли Смит, находится в Суссексе. Сейчас это приют для престарелых. На его фронтоне видны инициалы – Б. Л. С. В Арктику Ли Смит не вернется: отчасти потому, что ему было уже за шестьдесят, отчасти из-за женитьбы, – Шарлотта Мур носит имя жены арктического исследователя и ее брошь. – Невесте было 19 лет. Все называли ее Чарли. Семья Ли Смитов возражала, на свадьбе почти никто не присутствовал". Но брак, кажется, оказался удачным, на свет появились двое сыновей, которых Бенджамин Ли Смит успел воспитать. Умер он в 1913 году в возрасте 84 лет. Он не переносил внимания и ненавидел публичные выступления, говоря, что боится их сильнее, чем арктических льдов. Может быть, поэтому из британских полярных исследователей большую известность приобрел Роберт Скотт, закрыв собою фигуру скромного Бенджамина Ли Смита.

bls_uk_visit_2018_img_8834s.jpg


Дом Бенджамина Ли Смита в Суссексе ныне приют для престарелых. Фото предоставлено М. Гаврило

Поиски "Эйры"

Мысль найти корабль Ли Смита давно сидела в умах исследователей Земли Франца-Иосифа. "Рисунок из дневников экспедиции с указанием, где затонула “Эйра”, знают все, кто хоть немного интересуется историей архипелага. Но обнаружить ее не удавалось никому: лед, удаленность, погодные условия. Капитан Ростислав Гайдовский в 1985 году сообщил, что видел шхуну сквозь прозрачные воды – и заразил многих продолжать поиски, в том числе меня. Наша с "Эйрой" история началась в 2005 году», – рассказывает Александр Чичаев, водолаз-исследователь, руководитель поисковых работ, обнаруживший и исследовавший "Эйру". По образованию Чичаев металлург, но после первого путешествия в Арктику только ходит в экспедиции. В 2005 году его пригласили в совместную экспедицию МЧС и Русского географического общества подводным оператором. Что такое Земля Франца-Иосифа он еще не знал, про "Эйру" тоже – согласился идти "за сокровищами". Тогда для поисков корабля использовали гидролокатор бокового обзора, который ничего не показал. "Эйру" не нашли, но это запустило механизм, позволивший искать ее еще 15 лет.

mesto_rabot_2_-_copy.jpg


Место работ по поиску "Эйры". Фото предоставлено М. Гаврило

В августе 2017 года затонувшее судно Ли Смита было обнаружено экспедиционным парусно-моторным судном "Alter Ego". Экспедиция, по традиции комплексная, имела цели научно-практические, экологические и мемориально-поисковые. Искали шхуну "Святая Анна" Георгия Брусилова. В архипелаг обычно заходят через Британский канал, это самая короткая и прямая дистанция, но погода не благоволила, ледовая обстановка на севере была тяжелая, и "Alter Ego" несколько раз отстаивался у острова Нортбрука. "Просто стоять нам было невозможно. Перед походом для безопасности мореплавания в прибрежных и ледовитых арктических водах мы установили на "Alter Ego" многолучевой эхолот. Это, конечно, не поисковый прибор, простейший, но на небольших глубинах дно видно хорошо. Захотели проверить, как он работает. – Даже спустя два года Александр Чичаев рассказывает радостно. – Прошли несколько галсов, не видно ничего: такое ощущение, не работает эхолот. Оказалось, под нами песчаное дно, на котором практически ничего нет". За 13 лет поисков "Эйры" Александр знал все приметы: динамику берегов, течения, ледовую обстановку. Спрогнозировал, где корабль может быть. На четвертом-шестом галсе увидел на экране крупный подводный объект практически в форме корабля. Минуты тянулись, к Чичаеву подошла девушка-кок: "Ты нашел!". И место, и размер находки говорили: "Эйра". Подводных телеуправляемых приборов на "Alter Ego" не было. Тогда с моторной лодки "Фрегат" опустили на дно камеру GoPro и протащили ее: увидели замытую песком деревянную обшивку и отдельные доски на грунте. По габаритам и материалу – точно остов деревянного судна.

img_9548_es.jpg


Археологическая доразведка "Эйры" экспедицией "Открытый океан:Архипелаги Арктики-2018". Фото предоставлено М.Гаврило Архипелаг

В 2018 году следующая экспедиция получила открытый лист (разрешение на право раскопок археологических памятников), были подобраны специалисты для проведения подводных археологических исследований. Экспедицию разделили на два этапа: длинный поход по биологической научной программе, а в конце августа-сентября – работы на "Эйре". Невероятно везло: редко когда море бывает таким спокойным. Не было ни одного холостого погружения водолазов-исследователей, сразу же поставили концы на объект, разметили на носовую и кормовую часть, натянули ходовую рулетку, от нее проводили измерения высоты и ширины судна на разных уровнях. За следующее погружение отметили, на каком расстоянии лежат артефакты. Третий этап – их сбор, некоторые предметы давали однозначный ответ, что судно – "Эйра". Обычно с затонувших судов ищут рынду, но ее команда Ли Смита сняла с погибающего корабля: звон судового колокола приглашал зимовщиков к воскресной службе. Это вспомнили немного позже, а тот объект, который приняли за рынду, оказался крышкой от винного сосуда. Но обнаружили патроны, заказанные специально для экспедиции Бенджамина Ли Смита. А на осколке бутыли из-под рома сохранилась часть надписи "Питерхед» – родины "Эйры".

ris_44_peterkhed_in_situ.jpg


Надпись на обломках корабля "Питерхед" - место, где была построена "Эйра. Фото предоставлено М.Гаврило

"Я в школе не любил историю. А наши судьбы все вокруг нее сплелись. Ростислав Ростиславович Гайдовский, который первый увидел затонувшую “Эйру“, был одним из последних капитанов ледокола “Красин“, на котором сегодня мы докладываем, как нашли ее", – говорит Чичаев. Увидеть судно, как мечталось исследователям, не получилось. Мачты спилила сама команда, нос и корму срезало айсбергами. «Эйра» вся заросла. Интерес от судна сейчас переходит к судьбе Бенджамина Ли Смита. Будут ли новые погружения на "Эйру", пока неясно.

Текст: Екатерина Ступина

Фото и изображения предоставлены М.Гаврило