Шаманизм и экология

Взаимосвязь между человеком и миром природы давно стала краеугольным камнем человеческого существования. Пока леса и озера горят от нефтяных выбросов, последователи шаманизма относятся с особой бережностью к каждому кусочку коры, сосновым иголкам и листьям, используемых ими в ритуалах. В этой запутанной паутине взаимоотношений шаман предстает как фигура, глубоко переплетенная как с духовной сферой, так и с хрупким равновесием окружающей среды. Во всех культурах и эпохах шаманы играют уникальную роль посредников, целителей и хранителей Земли, воплощая в себе глубокую мудрость, гармонично сочетающую духовные убеждения с заботой об окружающей среде. Древняя мудрость и практика шаманов предлагает уникальный взгляд на наши отношения с природой, раскрывая глубокую экологическую этику, укоренившуюся в традициях коренных народов. Изучение сущности шаманизма в рамках экологии не только раскрывает внутреннюю связь между человеком и окружающей средой, но и открывает бесценные идеи, которые находят отклик в нашем современном стремлении к устойчивому сосуществованию с планетой.

Начнём с разумного природопотребления, которое поддерживается философией шаманов - неразумная трата экологических ресурсов и отсутствие уважения к лесу, рекам и озерам является одним из табу для них. Костры, используемые в обрядах, всегда тщательно тушатся, а ритуальные животные, приносимые в жертву (примерно раз в 300 лет, потому что такие ритуалы в шаманизме очень редки), не подвергаются страданиям. Например, у бурятских шаманов запрещено делать кровавые жертвоприношения, проливать кровь на землю — это грех. Обычно обряд проводится с мая по сентябрь. В жертву приносится либо баран, либо конь. Животное специальным безболезненным способом закалывается, и душу животного «отчитывают»: либо родовым божествам, либо 13-ти хатам. Животное обязательно «отчитывается», чтобы потом, в следующей жизни, душа могла переродиться, а не просто так ушла и потерялась. Но намного чаще все те ритуальные предметы, которые используют шаманы, добыты вовсе не противоречащими экологии и борьбе за животную популяцию действиями. В некоторых традициях шаманы используют в своих ритуалах части животных: перья, кости, шкуры, когти. Эти элементы считаются проводниками духов животных и могут использоваться для исцеления, защиты или духовного руководства. Например, перья могут использоваться в ритуалах для призыва качеств конкретных птиц или как инструменты для работы с энергией. Чаще всего те черепа ворон и коз или же кости, из которых делаются некоторые обрядовые украшения, в шаманизме забираются уже с умерших своей смертью животных: шаманы редко устраивают охоту, а черепа бережно очищаются, чтобы потом в ритуальных практиках почтить духов зверей. Подношения играют ключевую роль в шаманских ритуалах. В знак уважения и благодарности шаманы преподносят духам природы дары - травы, пищу или символические предметы. Этот акт взаимности направлен на поддержание гармоничных отношений между человеком и миром природы.

Шаманы проводят сложные церемонии, посвящённые природным циклам, таким как смена времен года, небесные явления или жизненные циклы растений и животных. Эти церемонии часто включают в себя ритуалы, танцы и песнопения, направленные на гармонизацию с природными ритмами и почитание их. Многие шаманские ритуалы опираются на знания предков, передаваемые из поколения в поколение. Шаманы чтят мудрость предков, внедряя её в свою практику, чтобы обеспечить уважительные и сбалансированные отношения с природой. Шаманы выступают в роли посредников между людьми и миром духов, устанавливая связь с духами природы, божествами и энергиями. С помощью ритуалов, связанных с медитацией, трансом или экстатическим состоянием, они обращаются к этим сущностям за советом и благословением для поддержания баланса и гармонии в мире природы.

Шаманы часто используют природные элементы - растения, минералы, части животных - в своих лечебных церемониях. Они признают присущие природе целебные свойства и направляют её энергию на восстановление равновесия и здоровья человека и общества. Шаманы используют лекарственные свойства растений и трав в лечебных целях. Они создают снадобья, зелья и травяные отвары, тщательно отбирая и комбинируя определённые растения, известные своими целебными свойствами. Эти препараты используются в ритуалах для лечения болезней, очищения личности или вызывания измененных состояний сознания. Считается, что некоторые кристаллы и камни обладают особыми энергиями и вибрациями. Шаманы используют их в ритуалах очищения, защиты, исцеления и гадания. Кристаллы могут размещаться на теле, выкладываться в узоры или использоваться в ритуальных инструментах для усиления духовных энергий. Вода, огонь и дым тоже часто используются в церемониях. Вода символизирует очищение и исцеление, а огонь - трансформацию и духовное просветление. Дым от священных трав, таких как шалфей или пало-санто, используется для окуривания - практики очищения помещений, людей или ритуальных инструментов. Элементы земли, такие как почва, камни и священные вещества земли, имеют большое значение в шаманских ритуалах. Эти природные объекты символизируют заземление, стабильность и связь с энергиями земли. Шаманы могут использовать их для создания алтарей, священных кругов или в качестве компонентов ритуальных подношений. Не являясь физическими элементами, звуки и музыка, создаваемые природными источниками, такими как барабаны, погремушки или природные материалы, вносят значительный вклад в шаманскую практику. Считается, что эти ритмичные звуки вызывают измененные состояния сознания, способствуют путешествиям в мир духов и гармонизируют энергии.

Отталкиваясь от философии шаманизма, можно утверждать, что восприятие мира строится на его полной и дифференцированной одушевленности: всё вокруг имеет своего духа. По этой причине все взаимодействия с окружением строятся на безусловном уважении и любви, где не допускается нерациональное природопользование.


Источники:

Автор: Хмелёва Александра, Журфак МГУ

Тэги: