Шепаловский кормчий

По оценкам специалистов в последнее пятилетие Россия переживает настоящий бум частных музеев. Лидирует Ярославская область, где в одном только селе Вятское создано их более десяти. Что это – дань моде или попытки  задать новую экономическую судьбу какой-то местности  в розыгрыше туристической карты? И каких только музеев нет на белом свете! И любой из них начинается с коллекции собирателя, отражая его мир и вкус, традиции и пристрастия.  

В Приморье появление частных музеев давно перестало быть сенсацией. Каждый коллекционер, собиратель, хранитель разных редкостей рано или поздно стремится показать свою коллекцию людям… Наши приморские собиратели-энтузиасты чаще всего делают акцент на этнографические находки, историю быта, ремёсла. Увлечение, а по сути хобби, позволяет сохранить народную историческую память. В этом главная заслуга всех небольших провинциальных музеев.

Живописнейшая бухта Шепалова, что в границах Находкинского округа, пользуется заслуженной любовью не только у приморцев, но и у туристов из Хабаровска, Амурской области, с годами география расширяется. До сих пор ведутся споры в отношении топонимики: бухта или  падь Шепалова, не найдено и документов  в защиту ни  одной из версий.  Очевидно, что не только природной красотой, песчаными пляжами, чистым морем, демократичными ценами на базах отдыха привлекательно это место… Здесь, на берегу бухты, между мысами Поворотный и Гранитный, в обрамлении удивительных по красоте сопок лежит огромный пласт истории, с которого едва попытались снять верхний слой, сохранивший имена первых обитателей и хронологию событий, не лишенную авантюризма, мистицизма и множества загадок. Здесь же произошло множество трагедий с кораблями и самолетами.

Музей, открытый несколько лет назад на территории базы отдыха «Этюд» ее директором, собирателем-энтузиастом Анатолием Колодько, удивительно органично вписался не только в ландшафт, но и в структуру базы отдыха, тем более, что часть экспозиции находится под открытым небом… Словно давний хуторянин просто не убрал с поля свои орудия труда и нехитрую сельхозтехнику…  Музей является несомненной духовной составляющей, которой порой не хватает туристам, предпочитающим автономный отдых в отдаленных от мирской суеты местах. Ведь не шашлыком же единым и китайскими петардами, рвущими божественно красивый ночной небосвод, да бухающей музыкой жив человек… Каждый из нас, приезжая в незнакомые края, задумывается о прошлом этих мест, но не всегда может получить информацию. С созданием музея местность приобретает свое лицо, некую значимость, становится визитной карточкой территории.

Обширнейшая коллекция Анатолия Александровича началась с керосиновой лампы… На творческой встрече с поэтами его внимание привлекли старинные керосиновые лампы, создавшие неповторимый антураж… Интерес, вызванный обычной керосиновой лампой, перерос в желание узнать как можно больше о ней. Банальная  бытовая вещица  имеет множество модификаций  и различий,  попадаются настоящие раритеты, которые можно сравнить, по словам собирателя, с удачными кадрами, сделанными одним и тем же фотоаппаратом.  Вскоре керосиновые лампы потеснили в коллекции фонари, в их числе - их прародительница, известная «летучая мышь» Сейчас в собрании около семидесяти фонарей: корабельные, железнодорожные, шахтерские, пожарные и пр. О каждом хозяин этого богатства может рассказать интересные  истории.  Вообще же музей Анатолия Колодько, который он сам называет народным, этнографическим, я бы назвала еще и трогательным. Фактически все (за исключением экспонатов в застекленных витринах) можно потрогать, прикоснуться к истории простых предметов, ставших прообразами многих современных вещей. То, что находится в стенах приспособленного под музей строения,  -  малая толика коллекции неутомимого собирателя.  Утюги и подковы, орудия лова и охоты, старинные монеты, наконечники для стрел, керамика, различная посуда, украшения чжурчжэней, швейные машинки, древний якорь, найденный здесь же, в бухте… На стеллажах – множество книг.  Большая часть будущих экспонатов  в – запасниках и ждет свой час во вновь отстроенном здании. Анатолий Александрович собрал немало орудий земледелия, жернова, предметы конской упряжи, косы и мотыги, грабли и молоты, топоры и еще множество вещей, которые облегчали труд крестьянина. Есть и коллекция кирпичей, производством которых активно занимались в  конце 19 века.

Двери народного музея открыты. Он не пустует до самой темноты. За столами сидят дети, рисуют, лепят, мастерят. Уверовав в мою осведомленность, компания малышей в возрасте от двух и до семи лет, обрушила на меня шквал вопросов, на все из них ответить я не смогла… Особенно их заинтересовали настоящие лыковые лапти, подлинный музейный экспонат и развеселила история о том, что качество щей на Руси в прежние времена проверяли лаптями.  В них наливали щи, если не протекали, значит, качественные. Отсюда и выражение: «Лаптем щи хлебать…»

Анатолий Колодько по профессии судовой механик, потомственный дальневосточник переселенцев из Черкасской губернии. Море в его жизни – вся жизнь его и есть. Он морячил в каботажном флоте на Сахалине, был капитаном земснаряда, во Врангель приехал строить порт, стоял у истоков создания портофлота. В Порту Восточном он отработал 26 лет. Земли вокруг исследовал сам и знает  здесь каждый камень… Романтик по натуре, патриот,  созидатель, многое умеющий делать своими  руками, беспокойный человек, без малого тридцать лет пишет историю заповедного шепаловского уголка. Природа открывает ему свои тайны, словно доверяет сокровенное. Так случилось с тропой контрабандистов, точное ее расположение не знал толком никто. А ему наяву явились два образа корейцев с заплетенными туго косами и дымящимися длинными трубками… Он уверен, что это был не мираж, а знак, который еще возможно предстоит разгадать. Когда-то в Шепалово процветал контрабандный корейский бизнес: по этой тропе доставляли мануфактуру и спирт. И это подтверждают архивные документы.  В этом удивительном месте воображение рисует разные картины, сюжеты подсказывает сама природа. «Сторожевой Шаман», охраняющий жертвенник, «Замок» или «Чертов утес», древняя каменоломня – только часть памятников природы, что ждут поэтов, дабы быть воспетыми во всей своей трепетной красе.

Анатолий Александрович делает все, чтобы сохранить здесь историческую память. Это он – автор идеи установки памятника летчику Александру Карташову, погибшему в море у мыса Лисученко  8 декабря 1969 года. При поддержке руководства Порта Восточного Анатолий Колодько финансировал этот проект.

Как и у всех, кто занимается музейным делом, у Анатолия Колодько много трудностей, не решенных до конца вопросов. Этнография – дама капризная и не всем открывает свои секреты… Но неугомонный шепаловский кормчий упрямо ведет свой корабль в открытое беспокойное море.  Он давно уже нашел для себя рецепт счастья: чувствовать себя частью большого мира, искать и находить радость во всем, что происходит вокруг.

Текст, фото: Татьяна МОТОРИНА

Материалы по теме: