16 мая 2024 года педагоги проекта «Российский учитель за рубежом» в Республике Узбекистан организовали и провели интегрированное онлайн-мероприятие, посвященное понятию "природа" в русском языке. Тема лекции: «Слово «природа» на уроках русского языка, литературы, биологии и химии. Культуросообразность и феномен общепринятых норм и традиций».
Урок подготовили: Никита Антонов – учитель русского языка как иностранного, г. Касан, (Кашкадарьиниская область), Игорь Криницын – учитель химии, член Костромского регионального отделения РГО, г. Самарканд, Данишима Ренчин-Немаев – учитель химии, г. Ургенч (Хорезмская область) и Федор Рыбаков – учитель русского языка как иностранного, Кошрабатский район (Самаркандская область).
К лекции подключились школы:
- Кыргызстана (Инновационная общеобразовательная средняя школа № 90 им. Манаса (с. Сузак Джалал-Абадская обл.), учебно-воспитательный комплекс школы «Олимп» г. Оша, учитель Марина Петрова);
- России (10, 11 класс гимназии №33, г. Костромы, учитель Анна Антонова);
- Таджикистана (Президентская школа для одаренных учащихся г. Гиссара, учитель Ольга Полтавская);
- Узбекистана (общеобразовательная школа №32, г. Нукуса, учитель Юлия Карабак; средняя общеобразовательная школа №15 Багатского района Хорезмской области) и др.
Лекция была направлена на расширение знаний о природе России, а также о её истории и культуре. В связи с этим природа как концепт была рассмотрена с точки зрения лингвистики, литературоведения, химии и биологии. Лекция была построена в форме диалога «физиков и лириков».
Первым выступил учитель русского языка как иностранного Фёдор Рыбаков. Он рассмотрел определения слова «природа» в различных словарях, а также проанализировал его связь с другими значимыми для русского человека концептами.
От «физиков» о природе рассказал член Костромского отделения РГО Игорь Криницын. Он отметил, что природа в биологии и для биолога – не только объект изучения, но то, что необходимо не просто изучить, а понять и сберечь, рационально используя на основе знания экосистемных законов, связей и процессов. Сохранить и, грамотно управляя этими процессами, сберечь и передать будущим поколениям. Это обеспечит устойчивое развитие биосферы и общества и подготовит их к переходу в новую, высшую стадию эволюции – ноосферу, где главной геологической силой на планете будет уже не живое вещество, а научная мысль.
Следующим выступил Никита Антонов, рассмотрев понятие «природа» с позиции литературоведения. Он рассказал о том, как воспринимали природу поэты и писатели ХIX–XX веков сквозь призму взглядов древних славян.
Завершал лекцию, второй «физик» - учитель химии Дашинима Ренчин-Немаев. Он описал природу как совокупность химических элементов и законов, открытых учеными, в том числе уделив внимание российским химикам, которые внесли неоценимый вклад в изучение окружающего мира.
Проведение интегрированных уроков и внеурочных мероприятий имеет большое значение в образовательном процессе, так как образовательная цель достигается при объединении знаний из разных предметных областей, направленных на рассмотрение и решение пограничной проблемы. Это позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса при гармоничном сочетании в себе методов различных наук. Нам на примере рассмотрения такого, казалось бы, простого и понятного слова, как «природа» удалось показать, насколько важным является этот концепт для любого носителя русского языка вне зависимости от его профессиональной принадлежности. Рассмотрение подобных вопросов на комплексных занятиях особо значимо при работе в зарубежных школах при работе с детьми, не являющимися носителями языка, где необходимо рассматривать понятия с разных сторон, показывая многогранность русского языка.
Мероприятие доступно для просмотра в офлайн-режиме по ссылке https://my.mts-link.ru/99225111/503465402/record-new/541436804.